)
«Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!" Карел ван Мандер «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев»
Действительно, откуда добропорядочный бюргер, унаследовавший от отца художественную мастерскую, никогда не покидавший родной Хертогенбос, черпал образы и аллегории для своих работ: из символики Средневековья, из алхимических и эзотерических учений, из ересей и черной магии, или из своих снов и воображения.
Техника, в которой работал Босх, называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Сохранилось 25 картин и 8 рисунков, принадлежащих кисти художника.
Вот одна из них.
«Ecce Homo» («Сын человеческий перед толпой») 1480-1485
На ней во всей жестокости представлены Страсти Христовы. Иисус, увенчанный терновым венцом, в кровь исхлёстанный бичами, стоит, согбенный, рядом с Пилатом и его спутниками (экзотические головные уборы подчеркивают их язычество) перед толпой злобной черни.
Руки Христа связаны, причем их положение образует фигуру креста, символическое значение которой преднамеренно подчеркивается художником.
Диалог между Пилатом и народом передаётся готическими надписями. Из уст Пилата слышатся слова: "Ессе Homo" («Се человек»). Ответ толпы: «Crufige Eum» («Распни его!») ясен и без слов — достаточно взглянуть на враждебные лица и угрожающие движения стоящих внизу людей. Глумливые, отчуждённые, просто злобные или тупые лица сливаются в одно многоголовое чудовище, единое орудие зла. Воинствующее зло подчеркивается многими деталями. Так, головной убор в виде перевернутой воронки - символ коварства, ложной мудрости. Жаба на щите у правого края картины – также означает тёмное начало: в алхими – символ серы, запах которой традиционно связывается с приближением дьявола. В каменной нише над головой Пилата (она расположена аккуратно на центральной оси картины) можно видеть еще один босховский символ зла и дьявола – неизменную сову, пожалуй, самую частую гостью на картинах Босха
Слова третьей надписи — «Salve nos Christe redemptor» («Спаси нас, Христос-искупитель!») — принадлежат двум донаторам (заказчикам картины) и были помещены слева внизу, но позднее, по неизвестным причинам, «записаны».
Дворец Пилата Босх помещает в пейзаж типичного нидерландского города (правда, мусульманский полумесяц на флаге у ратуши и золотой идол у моста говорят о том, что изображен древний Иерусалим): евангельская легенда облекается в плоть современной художнику и зрителю повседневности.
Испорченность человеческой природы, греховность человека – и в то же время настоятельная потребность в спасении была не только темо
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев