Мол, негоже еврейскому художнику браться за дело исконно русских мастеров. Тем не менее, пейзажи, написанные Левитаном, занимают первые места в «золотом фоне» русской живописи.
Исаак Левитан родился в обедневшей еврейской семье в 1860 году. В 1870-м отец Илья Левитан принял решение перебираться в Москву, чтобы хоть как-то спастись от нужды. Старший брат Исаака Авель поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а через 2 года к нему присоединился младший 13-летний брат. Еще через пару лет умирает мать будущего художника, а больной отец вынужден покинуть работу и зарабатывать на жизнь репетиторством.
Постоянные финансовые трудности семьи побудили руководство училища несколько раз оказать братьям Левитанам материальную помощь «за отличные успехи». В конце концов, их и вовсе освободили от платы за обучение.
Успехи в живописи у Исаака Левитана действительно были. Как вспоминал его современник: «Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой». Особенно удавались пейзажи.
После покушения на императора Александра II в 1879 году был издан указ, согласно которому всем евреям запрещалось проживать в «исконно русской столице». Левитана выслали за пределы Москвы. Он поселился в Подмосковье. Гонения евреев не могли не сказаться на отношении к юному художнику. Его пейзажи уже не так восхищали преподавателей. Более того, они скептически смотрели на работы Левитана и между собой переговаривались, мол, негоже еврею русские пейзажи писать. По окончании училища диплом художника Левитану не дали, ограничились только дипломом учителя чистописания.
Одной из самых известных картин Исаака Левитана является «Золотая осень», написанная в 1895 года. Она принадлежит к так называемой «мажорной серии» художника. Советский искусствовед Алексей Федоров-Давыдов отзывался об этом полотне так: «Золотая осень» поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы».
Сам же Левитан скептически отзывался о своем полотне, называя его грубым. В тот период он страдал от приступов меланхолии. В XIX веке под этим понятием подразумевалось психическое расстройство, депрессия. К тому же в Левитана было больное сердце.
Когда же картину представили общественности, ее приобрел Павел Третьяков. Левитан был безмерно счастлив. Пока полотно не передали в Третьяковскую галерею, его позволили экспонировать на выставке передвижников в разных городах России. В Харькове с картиной случилось несчастье: с одного из калориферов упал медный козырек и прорвал холст. Сегодня рана заделана и невооруженным взглядом ее не обнаружить.
...................................
Философия жизни. Эссе А.В.Кирьяновой.
Сейчас наступает золотая осень. Левитанистое время, как Чехов шутил. Вот и вспомнился художник Исаак Левитан.
Художник Левитан согласно диплому был учителем чистописания. Это в художественном училище ему такой диплом выдали. Вроде как в пику буйному Саврасову, который своего ученика Левитана ценил, а коллег ругал «бездарностями». Странная месть, конечно.
Но Паустовский писал: многим преподавателям не нравилось, что студент Левитан смеет писать русскую природу. Касаться ее своими кистями, так сказать…
Ну, и на экзамене по истории однажды Левитан на билет-то ответил хорошо. А вот на дополнительный вопрос не знал ответа! Его профессор спросил: в каком месяце император Павел нанёс визит в Гатчину? Не знаете? А художник должен знать! Вот придётся вам писать картину «Визит императора Павла в Гатчину». И какое же время года вы изобразите, а? Вы же можете допустить чудовищную хронологическую ошибку!
Левитан пробормотал, что такую картину он писать не собирался! Но это ещё хуже. Как можно не собираться писать такую картину про знаменательное событие столетней давности? Не любите вы историю страны, господин Левитан!
И за еду художник расплачивался с квартирной хозяйкой этюдами. Это когда у него уже был свой угол. До этого он ночевал на чердаке училища. Он же был нищий сирота.
А хозяйка критиковала этюды. Ни коровы, ни курочек. Ни влюблённой парочки. Одни деревья да луга… Официальные критики, кстати, обвиняли в том же самом: где коровки и курочки? Где влюблённые парочки? Одни луга и деревья!
Но добрые люди всю жизнь помогали Левитану. И стипендии давали, и карандашами делились, и красками, и жить к себе приглашали, - это тоже правда. Однажды молодой простой купец пришёл и купил этюды художника. Расплатился мелкими купюрами; небогатый был купец. Простой, обычный. А в углу оставил узелок с копченой рыбой, колбасой, разной вкусной снедью. Оставил и ушёл, чтобы не смущать…
И Левитан всю жизнь метался между глубокой депрессией и возвышенным, радостным настроением. Жизнь была к нему ужасно жестока. И одновременно чрезвычайно добра.
Жизнь - это люди, с которыми мы встречаемся. И они несут нам добро или зло…
Может, поэтому Левитан людей не писал. Он русскую природу любил безмерно; она всегда добра и спокойна. Величава и молчалива. Она умиротворяет и лечит. А люди - люди непредсказуемы… Могут вас накормить и спасти. А могут довести до погибели просто так, по прихоти злого сердца…
Но вот Исаак Левитан был учителем чистописания. По диплому. Евреем по происхождению. И великим русским живописцем по призванию. И прожил он всего 39 лет. Сердце его не выдержало аритмии. Ему был нужен покой; он с детства страдал пороком сердца. А покой - это природа и вечное небо, где нет несправедливости, обид и горя. Может, это и есть рай - небо и тихий вечерний сад. И золотая осень…
/Анна Кирьянова/

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2