Старший брат Николая жил в Санкт-Петербурге, к нему после окончания гимназии в Киеве и переехал юноша, мечтавший, вопреки воле отца, об обучении в столичной Императорской Академии художеств
Поступить в Академию молодой человек не решился и продолжил обучение на математическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета
Обучаясь в университете в 1848 - 1849 годах, Николай упорно учится рисованию в стенах Эрмитажа
В 1850 году Ге оставил университет и поступил в Императорскую Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи, известного петербургского художника Петра Басина
Еще в юном возрасте, пораженный творчеством Карла Брюллова, Николай тщательно изучает и копирует стиль и живописные приемы любимого художника, что наложило определенный отпечаток на его собственную живописную манеру
В Академии Николай Ге пробыл семь лет
За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии
28 октября 1856 года венчается с Анной Петровной Забело в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Монастырище Нежинского уезда Черниговской губернии
За выпускную работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году Совет Академии художеств присудил Ге Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии, и звание классного художника 1-й степени
Весной 1857 года Николай Ге с супругой, не дожидаясь разрешения о выдачи ему пансиона, уезжают за границу
Молодой художник посетил Германию, Швейцарию, Францию, Италию
В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привез ее в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств
Картина произвела на публику сильное впечатление
Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях
Тем не менее «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена российским императором в личную коллекцию
Творчество Ге получило общественное признание и несомненный успех у искушенной столичной публики
За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора
И, минуя звание академика, он был избран также и Действительным членом Императорской Академии художеств
После недолгого пребывания в России, в начале 1864 года Ге возвращается во Флоренцию, где знакомится с Александром Ивановичем Герценом
С разрешения Герцена, художник пишет его портрет
Решение «писать Герцена» было чрезвычайно рискованным; ведь он был «государственным преступником» и политическим эмигрантом - непримиримым противником крепостничества и русского самодержавия
Полотно было закончено очень быстро - за пять сеансов, и оставляет ощущение свежести и непосредственности
По мнению критиков, портрет Герцена - лучший в творческом наследии Николая Ге
Художник пишет также много других портретов и деятельно работает с натуры
В 1867 году Ге оканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и высылает ее на выставку Академии Художеств, но его картину там не принимают
Друзья художника выставляют ее в художественном клубе, но картина никакого успеха у публики не имеет
Та же участь постигает и новое его произведение - «Христос в Гефсиманском саду»
В конце 1869 года Николай Ге возвращается в Россию, где принимает горячее и деятельное участие в организации «Товарищества передвижных художественных выставок»
Для Первой Передвижной выставки Ге написал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871)
Картина произвела сильное впечатление на современников и в дальнейшем была куплена известным меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым для своей коллекции
С 1869 по 1875 год Николай Ге живет и работает в Петербурге (в доме М. Сундукована 7-й линии Васильевского острова)
Здесь им написаны блестящие портреты известнейших интеллигентов России:
- писателя Ивана Тургенева
- поэта Николая Некрасова
- писателя-сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина
- историка Николая Костомарова
- скульптора Михаила Антокольского...
В это время исполняет также скульптурный портрет русского критика В.Г. Белинского
В «петербургский период» творчества Ге также написал картины на исторические темы:
- «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874)
- «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» (1875)
Ге пробует свои силы в различных жанрах портретном, историческом, религиозном…
Творческая неудовлетворенность и материальные невзгоды заставляют Николая Ге покинуть столицу Российской империи
В 1875 году Ге навсегда оставил Петербург и переселился на Черниговщину
В 1882 году Ге в Москве познакомился с Л.Н. Толстым, а в 1884 году написал его портрет
Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты:
- «Выход с Тайной вечери» (1889)
- «Что есть истина?» (1890)
- «Иуда» (Совесть) (1891)
- «Суд Синедриона. «Повинен смерти» (1892)
- «Распятие» в нескольких вариантах
В то же время он:
- пишет портреты Лихачевой, Костычева и других
- делает рисунки к повести Л.Н. Толстого «Чем люди живы»
- лепит бюст писателя
За год до своей кончины художник пишет «Автопортрет» (1893, Холст, масло. Киевский национальный музей русского искусства)
С холста предстает облик немолодого человека, который не утратил пристального взгляда на жизнь и творчество
«Автопортрет» признано считается одной из лучших работ художника
Николай Николаевич Ге скончался на своем хуторе Ивановский Черниговской губернии (ныне - село Шевченко, Бахмачский район) 1 (13) июня 1894 года
Одна из главных заслуг Николая Ге, по мнению критиков, заключается в том, что он первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах
ℹ подробно: ru.wikipedia.org/wiki/Ге,_Н ...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев