В широком понятии, под плетением подразумевается соединение воедино разрозненных материалов, имеющих хоть какую-то степень гибкости и эластичности. К таким материалам относят древесные или растительные волокна, а также шнуры, проволоку, нити, ленты – всё что можно сцепить посредством перегибания, обвития, скручивания. Путём такого нехитрого соединения получается цельное полотно или конструкция.
Бисероплетение – особая разновидность плетений, ведь, сплетаются в данном случае не сами мелкие неэластичные стеклянные кругляши, а удерживающая их нитевидная основа. Однако, имеющий минимум одно отверстие бисер предоставляет плетению дополнительный способ соединения. Унизанная им нить не только связывается узлами или сцепляется витками, как это происходит в ткачестве или вязании, она фиксируется однократными или множественными прохождениями сквозь отверстия бисеринок. Сама же нить исполнив свою миссию отодвигается на второй план, становясь невидимкой и не отвлекая внимания от красоты соединённых с её помощью бисерных фактур и орнаментов.
Способов их получения, а иными словами, способов и техник бисероплетения существует немало. Рассмотрим основные из них, последовательно переходя от простых к сложным.
Простейшие способы плетения бисером
Нанизывание бисера на рабочую нить – это первооснова основа любой техники бисероплетения и одновременно простейшая самостоятельная техника.
НИЗКА (снизка) или как её ещё называют «простая цепочка» создаётся посредством последовательного нанизывания бисерин столбиком на нитяную основу.
Во всей в своей элементарной простоте низка предоставляет немалые возможности проявления творческой фантазии. Низка одноцветного бисера разительно отличается от низки цветного. Сочетать в одной низке можно не только бисер разных цветов, но разных форм, размеров.
Достаточно расположить рядом несколько низок одной или чуть разнящихся длин, и простота моментально обращается в сложное многорядное украшение. Таким способом легко получить браслет, колье, пояс. К тому же снизки возможно располагать не только параллельно. Их нетрудно скрутить, завязать узелками, сплести друг с другом на манер девичьей косы – послушная нить, хоть и украшенная бисером , остаётся послушной.
В этих элементарных манипуляциях с бисерной низкой уже прослеживаются основные приёмы сложнейших бисерных техник.
Так, в чуть более усложнённом варианте простые бисерные низки скрепляются между собой не в готовом виде, а в процессе нанизывания бисеринок. В местах соединения рабочая нить одной низки проходит сквозь бисеринку другой, то есть одна и та же бисеринка становится частью сразу нескольких низок, получая статус «соединительной бусины» – а это уже устоявшийся термин бисероплетения.
Игольчатое низание столбиком (шип, колючка) – этот простейший элемент бисероплетения получают путём повторного продевания рабочей нити обратным ходом сквозь все составляющие длину шипа (иглы) бисерины, за исключением стоп бусины, расположенной на самом краю. Набирается низка нужной длины. Рабочая нить обвивает последнюю её бусину и направляется обратным ходом сквозь остальные.
Таким способом получают бахрому, кисти по краю или углам изделия. Его же используют в бисерной флористике, создавая ветви, стебли, тычинки, игольчатые соцветия астр и хризантем.
Петля (плетение петель) – в этом случае простая низка столбиком замыкается в кольцо, путём продевание рабочей нити обратным ходом в первую, начинающую низку бисеринку.
На основе петли, в зависимости от числа составляющих её бусин получают всевозможные варианты простых петельных плетений. Самая мелкая петля состоит из трёх бисерин. Этот элемент в бисероплетении получил название «бутон», на его примере нетрудно проследить формирование любой петли: нанижите последовательно три бисерины, проденьте рабочую нить обратным ходом в первую из них повторно – самая маленькая петля готова. Чем больше бисерин на низке соединяется в кольцо, тем большей величины выходит петля.
Операцию можно повторять на всю длину нити, располагая петли друг за другом. При этом, возможно увеличить число соединительных бусин, тогда перемычка между петлями будет уже не точкой, а отрезком. В результате возможно получить длинную цепочку с кольцевидными звеньями.
Вообще же сфера применения петельного плетения широка: округлые полые внутри лепестки и листья цветов, элементы брошей, заколок, колье, пряжек и т.д. А иногда петли плетут на кончике элементов игольчатых плетений.
Крест – ещё один простейший основной элемент бисерных плетений, состоящий из четырёх бусин и напоминающий цветок с четырьмя лепестками и пустой серединкой.
Самым простым способом крест получают всё тем же смыканием кольца из четырёх бисеринок. И точно так же, как и в случае с петлёй, рапорт узора можно повторять до бесконечности, получив длинную состоящую из крестиков цепочку.
Усложненный вариант креста, в котором каждая из четырёх бисеринок жестко зафиксирована, осуществляется путем плетения на двух рабочих нитях. Первая стоп-бусина продвигается на центр нити. Оба конца продеваются сквозь неё повторно навстречу друг другу и скрещиваясь обвивают стоп-бусину. Затем чередуется нанизывание по одной бисеринке на каждую рабочую нить с одной бисеринкой, сквозь которую встречно проходят обе нити. Из таких маленьких крестиков возможно собирать весьма сложные фигуры. Вот, например, симпатичная подвеска-крест, основным элементом плетения которой стал фиксированный бисерный крест.
Параллельное плетение бисером
В основе этой техники плетения простейшая вышеупомянутая, низка. Низки различных длин, образованные определённым числом бисеринок, укладываются в параллельные ряды, образуя единое плоское полотно, а то и в объёмную конструкцию. В зависимости от задач, основой для таких плетений служат: нить, упругая леска или сохраняющая заданную форму проволока. Но сам принцип всегда неизменен.
В плетении задействованы оба конца основы – две рабочих нити. Первая стоп-бусина или первый ряд протягивается к центру отмеренного для работы отрезка основы. В последующих рядах обе рабочих нити проходят навстречу друг другу сквозь все составляющие ряд бисерины. Таким способом и образуется единое плотное на первый взгляд бисерное полотно. Оговорка «на первый взгляд» не случайна. Ряды при параллельном плетении скрепляются только в начале и в конце. Ближе к центральной части (особенно те, что состоят из большого количества бисерин) соседние ряды нетрудно раздвинуть и это один из недостатков простой техники.
Однако, достоинств у неё тоже хватает. Простота исполнения доступна даже новичку. Возможность создавать разнообразные формы, варьируя число бисерин в рядах, безгранична. Геометрические фигуры и тела, листья лепестки и другие флористические элементы. Браслеты, пояса, заколки, серьги, сувениры – терпеливо располагая бисер в параллельных рядах можно собрать всё, что душе угодно.
Схемы параллельного плетения просты, как и само плетение. Для одноцветного изделия хватает цифр, указывающих количество бисеринок в каждом ряду. Многоцветные схемы указывают ещё и на число бисеринок каждого цвета. Более наглядный вариант, применяемый для изделий со множеством оттенков и цветовых переходов, напоминает схему для вышивки или вязанного жаккардового орнамента. Однако цифрами здесь указывается не порядковый номер ряда, а число бисерин в нём (главный формообразующий показатель, разные цвета лишь создают рисунок!). Стрелками на таких схемах указываются места присоединения отдельно сплетённых по тому же принципу деталей.
Объёмное параллельное плетение
В основе тот же принцип встречного пропускания сквозь каждый ряд двух рабочих нитей. Но при создании объёмных конструкций параллельные ряды бисера – это не обязательно прямые отрезки. Параллелям придаётся нужный изгиб, они укладываются в разные плоскости.
Круговое (французское) плетение
В основе этой появившейся во Франции техники создания цветочных композиций тоже ряды из бисерных низок разной длины. Но ряды эти в большинстве своём дугообразны. Созданные с помощью такой техники изделия всегда имеют в той или иной степени округлую форму. Хотя и не без изящных заострений, например, на кончиках листьев или продолговатых лепестков. И ещё одна важная особенность. Мягкие основы для такого плетения не используются. Для круговых плетений годится лишь проволока.
Сама техника позаимствовала принцип у плетения корзин, при котором последовательно оплетаются оси каркаса. Так и в круговой технике создание любой величины элемента начинается с остевой снизки.
На проволоку набирается нужное число бисерин. Они закрепляются с двух сторон обвитием вокруг оси основы. При этом один конец основы становится тупиковой петлёй, а второй – рабочей нитью. В дальнейшем на неё последовательно набирается каждый последующий ряд – дуга, которая завершается всегда обвитием вокруг центральной оси для фиксации в нужном положении. Затем нанизывается вторая уже большей длины, которая закрепляется тем же способом. И так до получения нужной формы и величины элемента.
Величина детали варьируется количеством бисерин, а форма крутизной изгиба дуг и величиной угла под которым они располагаются по отношению к центральной оси. Рисунок так же создаётся внутри конструкции посредством использования бисера разных цветов. Полученные таким способом отдельные элементы собирают воедино той же проволокой.
В усложненном варианте плетение возможно вести не вокруг одной, а сразу вокруг нескольких осей, последовательно закрепляя дуги одной рабочей нитью вокруг каждой из них и получая объёмные детали. Вспоминаем корзины. Вспомнили? Вот примерно так же плетётся и чашелистик.
Изначально техника была сугубо флористической. Француженки мастерили отдельные соцветия, украшающие корсажи платьев и огромные неувядающие букеты для интерьеров. Сейчас французским плетением создаются не только цветочные, но и абстрактные композиции, венчающие заколки, броши, шкатулки и т.д.
Монастырское плетение
В основе этого плетения уже не низка, а крест. Фигура из четырёх бисерин и дала название технике. Хотя есть мнения, что первыми технику изобрели монахи, украшая церковную утварь и культовые облачения.
Плетение ведётся на двух рабочих нитях (возможно и на одной, но без навыка тяжелей). То есть начинается с протянутой к центру отрезка основы и закреплённой на нём встречным обвитием стоп-бусины. Помимо упомянутых выше сплетённых крестиками цепочек, тем же способом плетутся полотна и объёмные тела.
Правда, тут уже со второго ряда переходят к принципу мозаичного плетения, о котором речь пойдёт дальше. Пока лишь скажем, что по бисеринке подплетается между каждой парой выступающих от предыдущего крестового ряда.
Полотно выходит сетчатым, а не сплошным. Ячейки сетки возможно увеличивать, используя бисер большего размера или нанизывая на каждый из четырёх элементов креста сразу по две бисеринки.
Так же техника позволяет оставлять пустоты в плетении, получая крупные ячейки сетки среди мелких.
Сетчатая воздушность – одно из достоинств монастырских плетений. Она требует меньше бисера, чем плотные полотна. Готовые изделия и схемы легко масштабируются (подсчитать необходимое увеличение или уменьшение по крестам – проще, чем по маленьким отдельным бисеринкам). Легко комбинируется монастырское плетение и с другими техниками.
При монастырском плетении возможно использовать мягкие, упругие и жесткие основы (нить, леска, проволока). К тому же в нём меньше видно дефекты калибровки. В плотных плетениях погрешности величины бисера сильней заметны. А вот стеклярус и рубка с острыми режущими краями для этой техники категорически противопоказаны. Бусины располагаются перпендикулярно нити основы и перерезают её много быстрей, чем нанизанные вдоль. Восстановить повреждённое изделие почти невозможно – рассыпается при повреждении основы оно моментально.
Мозаичное плетение
Пейот (от англ. Peyote Stitch), мозаичный стежок, тыквенный стежок (от англ. Gourd Stitch) – всё это названия одной и той же, но всемирно известной техники бисероплетения.
Изобретением плотного, располагающего бисеринки в шахматном порядке, плетения рукодельное человечество обязано коренному населению Америки – индейцам. Пейот – почитаемый ими с древности священный кактус. Покрывала для ритуальных поклонений культовому растению индейские племена ткали из бисера. Великолепие их не осталось незамеченным. Способ плетения переняли столь же неравнодушные к культовым бисерным изделиям африканские аборигены. Падкие на экзотику купцы-мореплаватели развезли плетёные дикарями вещицы по всему Свету. А уж умельцев, способных разобраться в хитросплетениях мелких бусин и приспособить мозаичную технику под практические и эстетические нужды цивилизации на всех континентах сыскалось немало.
Сегодня мозаикой плетут и украшают элементы туалета, личные и интерьерные аксессуары, бижутерию, сувениры – универсальная техника позволяет создавать плоские и объёмные элементы всех назначений и величин: болеро и жилеты, сумочки и пояса, бижутерные жгуты и оплетку кабошонов, фигурки людей и животных и т.д.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев