На дне Балтики хранятся сокровища, которые стивенсоновскому капитану Флинту даже не снились. Но не золотые слитки, как думают нынешние охотники за кладами, а бесценные реликвии, находящиеся на мирных затонувших парусниках и военных кораблях. Только в ходе экспедиций 2018 года сотрудники Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) выявили 38 таких судов и подняли свыше 300 редких артефактов. Да и нынешний год, судя по анонсированным планам, может оказаться столь же успешным.
Этот центр, куда входят подводные археологи, историки, водолазы и океанологи, был сформирован меньше пяти лет назад, но уже громко заявил о себе благодаря впечатляющим находкам. Некоторые из них члены «подводной» команды петербургского отделения РГО представили на встрече с журналистами, рассказав об итогах своей работы в минувшем году.
Вообразите себе стол, заваленный старинными вещами, способными украсить любое музейное собрание мира. А ведь это, наверное, тысячная часть богатств, поднятых из воды за считанные годы. Исследователи продемонстрировали предметы, которые были найдены на торговом судне «Архангел Рафаил», погибшем в 1724 году по пути в Любекский порт, и на английском двухмачтовом паруснике: в середине XIX века этот кеч вез в Петербург фаянсовую посуду и затонул в штормовых балтийских водах.
Артефакты, обнаруженные на первом из них (предметы матросского быта, продукты питания, штурманские приборы, курительные трубки и др.), составили экспозицию «Три века под водой», которая выставлялась в петербургской штаб-квартире РГО и Национальном центре управления обороной РФ.
В конце 2018 года она была размещена в Государственном музее-заповеднике «Петергоф», а скоро отправится в Международный морской музей Гамбурга.
В то же время обновленные в реставрационной мастерской ЦПИ сервизы, произведенные на английских мануфактурных фабриках и поднятые со второго судна (название его предстоит установить, обратившись к британским архивам), никто, кроме специалистов, доселе не видел.
«Нашу работу многое связывает с криминалистическими исследованиями, - говорит Роман Прохоров, руководитель отдела подводной археологии и консервации ЦПИ. - Ведь и нам по ряду признаков, порой смутных, нужно выяснить, кому принадлежал найденный предмет и какова его судьба в контексте истории затонувшего судна».
Но это следующий шаг, а вначале нужно погрузиться на дно, обследовать занесенную песком и илом жертву кораблекрушения и поднять артефакты на поверхность. Причем иногда с большой глубины (суда, лежащие не очень глубоко, охотники за сокровищами, увы, разворовывают нещадно). Английский «посудник», как окрестили его участники экспедиции, например, обнаружили под 60-метровой толщей воды.
В прошлом году ЦПИ провел пять экспедиций, продолжавшихся в общей сложности более 200 дней: четыре на Балтике (у острова Гогланд, в Выборгском и Нарвском заливах, других точках этого региона) и одну, при поддержке Северного флота, в горле Белого моря, где было найдено восемь новых объектов (деревянных парусников и военных кораблей времен Первой и Второй мировых войн). Об этом корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал исполнительный директор центра Сергей Фокин.
Так, работы велись на клипере «Джигит», который был построен на архангельских верфях в 1856 году, участвовал в географических открытиях на Дальнем Востоке, а потом устарел и был списан. Во время учебных стрельб, проходивших в 1869-м на Транзундском рейде в присутствии императора Александра II, судно, использовавшееся в качестве артиллерийской мишени, было затоплено.
А в акватории острова Гогланд специалисты обследовали затонувший там 77-метровый фрегат «Олег» и подняли с его борта мощное по тому времени артиллерийское орудие: 60-фунтовую пушку, способную метать бомбы на расстояние двух миль. Парусник, построенный в 1858 году на Петровском доке Кронштадта, пошел на дно при полном штиле в результате ошибочного маневра другого российского судна, которое врезалось ему в бок, но почти весь экипаж тогда спасся.
«Нынче исполнится 150 лет со дня гибели «Олега», - рассказал водолаз-исследователь центра Игорь Галайда, - и мы собираемся отметить эту дату: зажжем найденные на его борту свечи, которые превосходно сохранились, и почтим память погибших на судне моряков».
По мнению Сергея Фокина, с археологической точки зрения 2018-й был таким же удачным, как и прежние экспедиционные периоды. При этом историческую ценность многих найденных на дне артефактов трудно переоценить, говорит он.
Большая часть найденных подводными археологами предметов была передана в Музей истории Кронштадта, с которым ЦПИ связывают прочные отношения. А некоторые, скажем, древний моряцкий кафтан, оказались в фондах Эрмитажа...
В этом году после зимних учебно-тренировочных сборов на Голубом озере в Кабардино-Балкарии работы будут продолжены.
Опыта петербургским подводникам не занимать: за плечами у многих с десяток, если не больше, экспедиций в разных морях. А оснащены они не хуже любого подобного зарубежного центра. По словам Степана Кичко, руководителя инженерной службы ЦПИ, в ходе исследований сотрудники центра применяют гидролокационные приборы бокового обзора, многолучевой эхолот, позволяющий получить объемное изображение участка дна, и магнитометр, который «видит» скрытые под большим слоем ила металлические предметы.
Ныряют они, используя обычное, как у дайверов, водолазное снаряжение и особые костюмы для профессиональных глубоководных работ. А когда нужно погрузиться еще глубже, до 200 - 300 метров, делают это с помощью собственных подводных аппаратов, выполненных из акрила (этот высокопрочный материал выдерживает большое давление), и оборудования, заимствованного у профильных подразделений Минобороны РФ.
Во время прошлогодних экспедиций подводные археологи ЦПИ впервые опробовали новые методики, предусматривающие сочетание обычных водолазных погружений и работу автономных аппаратов. Тогда же их привлекли к созданию не имеющего в мире аналогов подводного аппарата, предназначенного для мониторинга трубопроводов, который по заказу «Газпрома» разрабатывают москвичи (Курчатовский институт) и петербуржцы (конструкторское бюро «Малахит»).
Работы эти предстоит также продолжить, да и в целом нынешний год обещает стать для ЦПИ напряженным. Члены этой команды планируют побывать в прежних районах, на Балтике и в Белом море, углубившись - в прямом и переносном смысле - в историю флота. Получит развитие также образовательный проект «Океанавтика», который подводники РГО запустили в прошлом году вместе со всероссийским детским центром «Орленок».
https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/istoriya_iz_glubiny/?fbclid=IwAR296hWsFD3z4bkM5HUWFd4StgbwL8mRVXsCI3c5zr_SGfBTMDAWl5aQ8dk
Нет комментариев