Пегая Орда упоминается в русских источниках с кон. 16 в. как название объединения селькупов, существовавшего в кон. 16 – нач. 17 вв. на территории Среднего Приобья. Имя данному объединению русскими было дано по созвучию с оригинальным наименованием селькупами своего союза и происходит от селькупского пегораль (т.е. «лося сильные люди» или «большого лося сильный народ»; от селькупского «пек» – лось и «ора» – сила). Селькупы – это самодийский народ, их корни восходят к общим предкам с нганасанами, энцами и ненцами.
Общая численность населения орды селькупов составляла в кон. 16 в. ок. 4 тыс. чел. Основным занятия селькупов были охота и рыбная ловля. Население Пегой орды жило в землянках, для защиты строились земляные крепости. Многочисленные реки и пойменные озёра в местах проживания селькупов обусловили существования большого видового разнообразие кровососущих насекомых (комары, мошки, слепни, мокрецы и др.), что создаёт летом невыносимые условия для людей и животных.
Территория Пегой орды подчинялась «царю» (омдылькоку), но политическое единство орды было условным. Многие земли входили во владения князцов (маргкоков и коков). Маргкоки вели постоянные войны между собой, с тюрками – на юге, эвенками – на востоке, остяками (хантами) – на севере. Пегая орда во главе с царём (омдылькоком) в кон. 16 в. могла выставить до 400 воинов.
В 1594 г. в Москве уже хорошо знали о существовании Пегой орды во главе с князем Воней, в русском плену это время содержался сын Вони Урунк. Он был пленен ок. 1592 г. во время русской разведывательной экспедиции в земли Пегой орды. Для дальнейшего покорения селькупских земель в 1594 году по приказу царя князь Фёдор Барятинский основал Сургут. Город находился на территории покоренного русскими мансийского Бардакова княжества - западного соседа Пегой орды.
В наказе первым сургутским воеводам Урунка рекомендовалось вернуть отцу, если князь Воня обязуется исправно платить ясак. Воня выдал ясак для возвращения сына, но стал готовиться к нападению на Сургут. Летом 1596 г. сургутский воевода О.Т. Плещеев доложил в Москву о непокорности Вони и необходимости военных действий против него.
Сообщалось, что Воня не только «ясаку с себя и с своих людей не даёт», но и склонен был перейти в наступление и грозил, «собрався с своими людьми и с дальними волостьми приходить к городу» Сургуту. Селькупский князь даже вступал в сношение с Кучумом, подкочевавшим для совместных действий к Пегой Орде, и они «учинили меж собою договор». Кроме того «у Вони князя з братьею и с детьми сбирается с 400 человек» воинов - внушительная сила для тех мест.
В ответной царской грамоте (от 31 августа 1596 г.) был изложен план организации похода на Пегую орду. Отряд (под началом И.И. Колемина) должны были составить 100 казаков из Тобольска и Березова, 100 тобольских служилых татар, 100 кодских остяков (хантов) и 100 служилых людей из Сургута.
Кто участвовал в разгроме Пегой орды? В челобитной остяков Коды от 1636 г. сказано, что "их же остяков 300 человек посылали на государеву службу вверх по Оби реке в Пегую орду под Нарымской городок с Иваном с Каляминовым и со князь Петром и со князь Иваном Алачовыми и с русскими служилыми людьми войною". Итак, почти через 40 лет кодские остяки хорошо помнили, что отрядом командовал Иван Колемин. Последний был письменным головой при сургутском воеводе Плещееве.
Кроме того достоверно известно, что, помимо 300 кодских остяков, в состав отряда входили 70 березовских казаков во главе с атаманами Иваном Пешим и Истомой Аргуновым. Можно полагать, что предписания грамоты 1596 г. были выполнены, и в Сургут прибыл отряд из Тобольска, в котором сотню служилых татар должен был (по грамоте) возглавлять сподвижник Ермака Черкас Александров. Между прочим, Черкас Александров летом 1598 г. принимал участие в окончательном разгроме хана Кучума.
Вспоминая обстоятельства разгрома Вони, кодские остяки писали: "Нарымской городок взяли и на бою многих изменников остяков побили, а жен их и детей в полон поимали". Березовские казаки в 1602 г. также утверждали, что они в Пегой орде "городок взяли". Даже в 1663 г. Лазарь Аргунов, сын атамана Истомы Аргунова, помнил, что когда-то березовские казаки "Нарымской острог взяли". Очевидно, этот аборигенный городок являлся резиденцией князя Вони, а его захват стал центральным эпизодом похода на Пегую орду. Воня, вероятно, погиб в ходе этого конфликта, омдылькоком (царем) стал маргкок Кичей.
В 1598 сургутский воевода Т. Фёдоров заложил в центре Пегой Орды Нарымский острог. В 1602 русские отряды подавили бунт нарымских и кетских селькупов, на их земле был построен Кетский острог. Только с постройкой Нарымского и Кетского острогов Пегая Орда была окончательно покорена Русским царством.
Маргкоки, проявившие лояльность, остались во главе своих владений, которые превратились в инородческие волости в составе Сургутского, а затем Нарымского и Кетского уездов. С подчинением Пегой орды княжеские семьи, господствовавшие в ней до тех пор, не сразу утратили своё значение. Воне наследовал его сын Тайбохта Вонин, а Кичею сын Вагай Кичеев. Они до известной степени сохраняли своё привилегированное положение. В случае войны их войска ходили в поход вместе с русскими служилыми людьми.
Но очень скоро нарымские князьки были вынуждены отказаться от своего статуса эфемерных государей. В 1610 году Тайбохта Вонин, по его ходатайству, был освобождён от ясака, и велено ему служить государеву службу и жить в Нарымском остроге с жалованьем в год "по 3 рубля и по 4 чети муки, по чети круп и по чети толокна, и по пуду соли". Он, однако, продолжал оставаться во главе Верхней Нарымской волости с ясачным населением человек в 50, и сын его должен был платить ясак.
Точно так же и потомки Кичея стали переходить на роль служилых людей. В 20-х и 30-х годах XVII века Вагай продолжал быть князцом в Нарымской Нижней волости, но его брат был крещён, и под именем Григория Кичеева состоял на службе в нарымском гарнизоне с жалованьем по 8 рублей, 8 четей муки, 2 чети круп и 2 пуда соли в год. На тех же условиях были зачислены на службу его двоюродные братья, тоже крестившиеся, Иван Боярко и Олоша Олонтайко (Алексей Алатай) Санбычеевы. Ещё при жизни Григория Кичеева стал служить его сын Алёшка.
С начала 17 в. происходит христианизация селькупов, ассимиляция их русскими и обскими тюрками. Этот народ сегодня разделён на две изолированные друг от друга группы – северную и южную.
Представители северной группы с начала XVII века переселялись на реки Таз на Ямале и приток Енисея Турухан. Они называют себя «солькуп», что на их языке значит «таёжный человек». Селькупы южной группы в большинстве своём живут у побережий притоков Оби – рек Васюган, Тым и Парабель – и именуют себя «чумыль куп», что переводится как «земляной человек». Так ушла в историю Пегая Орда и рассеялся "большого лося сильный народ"
По материалам: Вершинин Е.В. Об обстоятельствах покорении селькупской Пегой орды.
Карта: Югорские княжества и Пегая Орда. XVI век.
Канал "Злой московит"
Нет комментариев