"Классическая" схема Куликовской битвы. Еще один краеугольный камень мифов о Куликовской битве.
1. Источники.
Самым часто цитируемым (если не сказать, что основным) источником по Куликовской битве у большинства любителей истории считается знаменитое "Сказание о Мамаевом побоище", которое, как сегодня считается, было написано в 30-е годы XVI века. А самые поздние рассказы вообще относятся к XVII - началу XIX векам. Всего же историки насчитывают около 150 описаний сражения. Следует отметить, что все они изобилуют подробностями, которые тем подробнее, чем позже было составлено описание. Так, например, среди убитых бояр, которых в этих списках насчитывается более 500, появляются 70 рязанских бояр, которые на тот момент должны были входить в дружину рязанского князя Олега, противника Дмитрия Московского.
Между тем, самое раннее описание этого сражения приведено в т.н. "Краткой летописной повести о побоище иже на Дону", которая была составлена в Москве до 1408 года. Именно этот источник сегодня считается (с определенными допусками, естественно) самым достоверным источником информации об этом сражении.
2. Название.
Следует сказать, что и с термином "Куликовская битва" тоже далеко не все гладко. Появляется он только в XIX веке стараниями историков тех лет и с "легкой руки" рязанского помещика и по совместительству археолога-любителя С. Нечаева, предложившего поставить памятник сражению
в дачах поместья моего, сохраняющего предпочтительно перед другими окрестными название самой битвы, именно при сельце Куликове".
А все та же "краткая повесть" не упоминает ни о каком "куликовом поле", а потому, как совершенно справедливо говорит О. Двуреченский, сегодня следует говорить не о "Куликовской битве", а о "Донском побоище".
3. Место.
Собственно, основной источник четко определяет и место Куликовской битвы: слияние Дона и Непрядвы. Как говорится, ни отнять, ни прибавить. Осталось только определить, в какой именно точке сошлись войска Дмитрия и Мамая. И эту точку (даже целых две) удалось найти. Но об этом ниже. А пока, как пишет автор "Краткой летописной повести о побоище иже на Дону",
"Великий князь переправился через Дон, туда, где чистое и просторное поле. Там и собрались поганые половцы, татарские полки, на чистом поле возле устья Непрядвы".
Комментарии 50
Поскольку битва произошла в день праздника Рождества Богородицы, то надо полагать, что на поле брани должны были поставить церковь Рождества Богородицы. Именно это мы и видим в Москве - такая церковь ДО СИХ ПОР СТОИТ И НА МОСКОВСКИХ КУЛИШКАХ И В СТАРО-
СИМОНОВОМ МОНАСТЫРЕ, ГДЕ ПОХОРОНЕНЫ ПЕРЕСВЕТ И ОСЛЯБЯ. Причем, монастырь этот основан почти одновременно с Куликовской битвой.
Считается, что Старо-Симонов монастырь в Москве был основан в конце XIV века, в эпоху Куликовской битвы.
Согласно преданию в Старом Симонове,
в XIV веке здесь возникло огромное кладбище и именно поэтому сам монастырь перенесли на два километра в сторону.
Так возник Новый Симонов монастырь. Оказывается, далее, что Симонов монастырь был основан по благословению Сергия Радонежского. Известно следующее.
<<В 1890 году А.Т...ЕщёТела героев везли из Тульской области до Москвы на расстояние около 300 (трехсот!) километров, то неужели же их "не смогли" довести небольшой остаток пути до Троице-Сергиевой обитель.
Поскольку битва произошла в день праздника Рождества Богородицы, то надо полагать, что на поле брани должны были поставить церковь Рождества Богородицы. Именно это мы и видим в Москве - такая церковь ДО СИХ ПОР СТОИТ И НА МОСКОВСКИХ КУЛИШКАХ И В СТАРО-
СИМОНОВОМ МОНАСТЫРЕ, ГДЕ ПОХОРОНЕНЫ ПЕРЕСВЕТ И ОСЛЯБЯ. Причем, монастырь этот основан почти одновременно с Куликовской битвой.
Считается, что Старо-Симонов монастырь в Москве был основан в конце XIV века, в эпоху Куликовской битвы.
Согласно преданию в Старом Симонове,
в XIV веке здесь возникло огромное кладбище и именно поэтому сам монастырь перенесли на два километра в сторону.
Так возник Новый Симонов монастырь. Оказывается, далее, что Симонов монастырь был основан по благословению Сергия Радонежского. Известно следующее.
<<В 1890 году А.Третьяков описал в своей брошюре "Московский Симонов монастырь" историю сегодняшнего Ново-Симоновского Монастыря. Ниже приводится ее практически неизмененный текст...
На высоком, живописном берегу Москвы-
реки красуется ставропигиальный Симонов монастырь, равно знаменитый в летописях Церкви и Отечества.
Монастырь этот основан около 1370 года при великом князе Дмитрие Ивановиче (Донском), по благословению Св. митрополита Алексия, первоначально на том месте, где ныне приходская церковь Рождества Пресвятой Богородицы "на Старом Симонове".
Впоследствии (около 1379 года) Феодор перенес Монастырь на нынешнее место, или, вернее сказать, вновь его основал, потому что прежняя обитель не была уничтожена, а существовала и после того весьма долгое время, даже еще в царствование Иоанна Грозного.
Основная часть памятников была разобрана в начале 30-х годов в связи со строительством Дворца культуры Завода имени Лихачева (ЗИЛ). Сохранилась южная стена с тремя башнями". Сегодня этот монастырь находится, к сожалению, на территории завода.