Считается, что титул императора это что-то наподобие царя царей и короля королей. Император это могущество, сила, влияние. Именно «европеизированный» Петр, прорубая окно в Европу, сделал из «допотопных» московских царей императоров. Но так ли это?
Дело в том, что задолго до «рубщика окна в Европу», московских князей, еще даже не царей, в дипломатических переписках называли императорами. Первым оказался Иван III. В договоре с датчанами 1493 г. титулатура московского великого князя передается следующим образом на латинском языке:
… cum illustrissimo et potenti domino, Johanne, tocius Rutzsie imperatore, magno duce Volodimerie, Muscouie, Nouogardie, Plescouie, Otpherie, Yngærie, Vetolsy, Permie, Bolgardie
Императором назывался и отец нашего грозного Ивана Василий III. В грамоте орденскому магистру Альберту читаем полный титул Василия: «Ex magno domi(n)o Basilio dei gratia Imperatorus| ac domi(n)o magno duce Wolodimerie, Moscouie, Novo|gradie, Plescouie, Tferie, Ingorie…»
Интересно то, что московские цари, относительно своего «императорства», особо не парились. По словам французского наемника Ж.Маржерета, автора труда «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского», они считали титул царя выше императора. Аргументировали это просто. Царь известен с древних, ветхозаветных времен: Саул, Давид, Соломон. А император, просто производное слово от «кесаря», следовательно, титул царя первичен по отношению к императору. Это подтверждает и «летописец земли Московской» австрийский посланник Сигизмунд Герберштейн. Он пишет: «Цесаря же Римского он( Василий III) считает не выше себя, как это явствует из его грамот, где он ставит свое имя впереди титула Императора». Скажем так, логика в этих рассуждениях есть.
По поводу «первичности» титулов возникали забавные случаи. Во время подписания мирного договора между Россией и Швецией во времена царя Федора Ивановича, встал вопрос, как титуловать правителей стран. Хитрые московиты зашли с козырей. Зная, что шведы на это не пойдут, стали настойчиво требовать, чтобы Федора Ивановича именовали императором.
Требовали так настойчиво и яростно, что переговоры прерывались на несколько дней. Шведы на это не шли, ибо дикий «московит» не может быть императором. Понимая, что «клиент дозревает», московиты предложили компромиссный вариант. Бог с ним, с императором, согласны на царя. Дело в том, что не все европейские монархи готовы были называть русского правителя царем. Скорее всего, считали, что титулы царя и императора равны.
Потомки викингов, опасаясь, что московиты могут передумать, быстренько все подписали, и уговорили себя на то, что титул царя равен королю и тем самым «прогнули» русских. Московские посланники были иного мнения. Закинув приманку в виде «императора», они добились того, чего и хотели. «Партнёры» назвали царя Федора царём. А большего, и не требовалось, так как на титул императора им было далеко «фиолетово»
М.Фомичев.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев