Были направлены на Восток казаки под руководством атаманов Ивана Петрова и Бурнаша Ялычева. Попасть в Китай было не просто. Но они сумели попасть в доверие к правительнице Восточно Монголии по имени Мачи-катуна, которая и написала им сопроводительное письмо, позволившее пройти через ворота в Великой Стене. Наши ребята смогли побывать в самом Пекине. Просились даже на прием к императору, но допущены не были. Не потому что недостойны, а просто плохо подготовились, не взяли даров в необходимом для встречи количестве. А с чего бы государь бесплатно встречался? Вернулись домой.
А потом в России было много других дел: династический кризис, Ливонская война, да и Смута. Не до российско-китайских отношений. Удел продвижения на Восток был делом отдельных частных инициатив. Вот, например, Ермак сходил завоевал Сибирское ханство. А другие казаки, стоявшие на восточных рубежах, без государственного участия выстраивали отношения с соседними народами. Где-то в районе Амура они начали знакомство с монголами, у которых на меха выменивали китайские товары, да в таком количестве, что сами китайские пограничники уже заинтересовались. Отношения постепенно выстраивались уже с китайцами напрямую, но чтобы это сотрудничество было возможно, торговлю вели наши якобы от лица московского правительства - так надежнее.
Кто же в Кремле следующим вспомнил о Китае? Это уже было во времена Михаила Романова, да и не по его инициативе. Был в Тобольске воевода князь Куракин. Он и снарядил дипломатическую миссию под руководством Ивана Петлина, который составил первое русское описание Китая, самих китайцев он описывал "к воинскому делу робливы".
Конечно, нашлись потом критики, которые стали говорить, что Петлин не был в Китае, что его "Роспись" - это пересказ похода Петрова и Ялычева. Когда нашлись свидетельства, что к императору Ваньли действительно приезжали русские делегаты, то стали говорить, что никакого путешествия времен Ивана Грозного не было, что это выдумали на основании путешествия Петлина, хотя в таком еще меньше логики. А Петлин тоже не попал к богдыхану, но зато получил грамоту от его имени с разрешением русским направлять посольства и торговать в Китае. А дипломатические отношения рекомендовал вести через переписку правителей.
Теперь настала очередь Смутного времени в Китае. Внутренние распри, экономический упадок, народные волнения, нападения маньчжуров и воцарение новой династии Цин.
Комментарии 5