В Следственное дело об убийстве царевича Дмитрия.j
Следственное дело о гибели царевича Дмитрия Ивановича в 1591 году, хранящееся в Российском государственном архиве древних актов
Диагноз через века
В материалах следственного дела болезнь царевича именуется «падучей», «немочью падучей», «черным недугом». Так в XVI–XVII веках в России называли эпилепсию – хроническое заболевание, которое возникает преимущественно в детском или юношеском возрасте и характеризуется разнообразными пароксизмальными расстройствами, а также сопровождается изменениями личности, порой достигающими выраженного слабоумия со специфическими клиническими чертами.
Заболевание Дмитрия явно носило наследственный характер. Очень вероятно, что какой-то формой эпилепсии страдал Иван Грозный. Польский хронист Рейнгольд Гейденштейн оставил любопытное упоминание о том, что старший сын царя Иван Иванович перед смертью в 1581 году пережил приступ эпилепсии («впал в падучую болезнь»), спровоцированный отцовским ударом острием посоха в висок. Среднего сына Федора современники считали слабоумным. «Черный недуг» был и у двоюродного брата Грозного князя Ивана Михайловича Глинского, о котором английский посол в России Джайлс Флетчер писал, что он «очень прост и почти полоумный».
Иван IV отличался патологической жестокостью, мстительностью и злопамятностью в сочетании с крайней религиозностью, что свидетельствует о наличии специфических изменений личности в связи либо с эпилепсией, либо с предрасположенностью к ней. Жестокий нрав отца сызмальства проявился и в царевиче Дмитрии. Так, немецкий кондотьер Конрад Буссов, оставивший потомкам хронику о Смутном времени в России, отмечал: «Он однажды приказал своим товарищам по играм, молодым дворянским сынам, записать имена нескольких князей и вельмож и вылепить их фигуры из снега, после чего стал говорить: "Вот это пусть будет князь такой-то, это – боярин такой-то", и так далее, "с этим я поступлю так-то, когда буду царем, а с этим эдак" – и с этими словами стал отрубать у одной снежной куклы голову, у другой – руку, у третьей – ногу, а четвертую даже проткнул насквозь. Это вызвало в них страх и опасения, что жестокостью он пойдет в отца».
О том же свидетельствовал Флетчер: «В молодых летах в нем начинают обнаруживаться все качества отца. Он (говорят) находил удовольствие в том, чтобы смотреть, как убивают овец и вообще домашний скот, видеть перерезанное горло, когда течет из него кровь (тогда как дети обыкновенно боятся этого), и бить палкою гусей и кур до тех пор, пока они не издохнут». Безусловно, глумление мальчика над вылепленными из снега фигурами Бориса Годунова и других вельмож подогревалось и провоцировалось Нагими, однако семена ненависти, которые они сеяли, падали на благодатную почву.
Недуг Дмитрия проявлялся в приступах помрачения сознания, когда он был особенно агрессивен. Царевич не помнил, что делал, и не мог отвечать за свои поступки. По словам Авдотьи Битяговской, вдовы убитого дьяка, «многажды бывало, как ево станет бити недуг и станут ево держати Ондрей Нагой и кормилица и боярони, и он им руки кусал или за что ухватит зубом, то отъест».
Изменения личности возникают далеко не у всех страдающих эпилепсией. Чаще они наблюдаются у тех, у кого болезнь проявляется с раннего детства, кто подвержен частым припадкам, мало и нерегулярно лечится. У эпилептиков обычно отмечаются склонность к дисфории (мрачное, угрюмое настроение), сочетание изощренной мстительности и злопамятности со слащавой сентиментальностью и чрезмерной религиозностью. При неблагоприятном течении болезни нарастают затруднения в умственной работе, становится все труднее отличить существенное от второстепенного, постепенно беднеет запас слов, ухудшается память (как кратковременная, так и долговременная), усиливается аффективное напряжение, однако избирательно надолго запечатлевается и легко воспроизводится все, что связано с отрицательными эмоциями. Поэтому больные эпилепсией не забывают даже самых мелких обид и невнимания к себе. Все это, видимо, относится к младшему сыну Ивана Грозного, которого, конечно, никто не лечил. Лекарства от падучей тогдашняя медицина не знала.
Комментарии 7