Согласно Страбону, милетяне стали первыми наемниками, прибывшими в Египет на 30 кораблях. Вначале они построили для себя Милетскую крепость у Болбитинского устья Нила, а через некоторое время поднялись вверх по реке. В награду за содействие Псамметих предоставил чужакам земли для поселения, которые назывались стратопедонами, то есть воинскими лагерями.
Одним из таких основанных Псамметихом стратопедонов были Дафны, о которых упоминает Геродот. Они идентифицируются с современным Телль-Дефенне, лежащим в 26 км к востоку от Пелусийского устья и сохранившим своё древнее название. Эта крепость должна была защищать Египет от нападений арабов и ассирийцев, обычно вторгавшихся в страну со стороны Пелусийского перешейка.
Крупнейшим местом поселения греков в Египте стал Навкратис, основанный в конце правления Псамметиха или при его ближайших преемниках. Он расположен на восточном берегу Канопского устья Дельты примерно в 16 км от Саиса и 80 км от моря, в 3 км от современной деревни Эль-Никраш. Здесь жили торговцы, прибывавшие в Египет со своим товаром, а также греческие наёмники и их семьи.
Не только Псамметих, но и его сын Нехо II (610–595 годы до н.э.) покровительствовал грекам, которые всё чаще и всё в большем количестве прибывали в его страну. С их помощью Нехо вёл активные войны на территории Палестины и Сирии. В 609 году до н.э. его армия нанесла поражение иудейскому царю Иосии в знаменитом сражении при Мегиддо. Геродот сообщает, что в благодарность за победу царь отослал в милетский храм Аполлона в Бранхидах тот доспех, который он носил в сражении. По-видимому, этот жест должен был отметить значение греческих наёмников в составе его армии. Выбор главного святилища Милета с этой целью вполне понятен.
Хотя Геродот не упоминает о поражении, которое Нехо потерпел от вавилонян в 605 году до н.э. в битве при Кархемише, об участии греческих наёмников в этом сражении мы знаем по находке украшенного горгонейоном (талисманом с изображением горгоны Медузы) бронзового щита и бронзовой поножи. Оба предмета снаряжения были найдены в помещении разрушенного дома в Кархемише вместе с другими египетскими предметами, некоторые с картушем, содержащим имя Нехо. Таким образом, контекст этой находки вполне однозначен.
Сын Нехо Псамметих II (595–589 годы до н.э.) около 593 года до н.э. совершил поход в Нубию, зафиксированный Геродотом и египетскими источниками. В Элефантине сохранились греческие надписи, оставленные здесь воинами. Они были сделаны на левой ноге колоссальной статуи Рамзеса II перед храмом в Абу-Симбеле. Эти надписи включают пространный текст и автографы участников похода:
«Когда царь Псамметих прибыл в Элефантину, следующее написали те, которые приплыли вместе с Псамметихом, сыном Феокла, пройдя далее Керкия (до того места — прим. авт.), где река освобождается от теснин (порогов). Чужеземцами командовал Потасимто, египтянами Амасис. Архон, сын Амойбиха, написал это, а также Пелек, сын Евдама».
«Гелесибий теосец».
«Телеф написал это, ялисец».
«Пифон, сын Амойбиха».
«Критис и Х (…) написали это».
«Пабис колофонец с Псамматой».
«Анаксанор ялисец (написал — прим. авт.), когда царь Псамметих впервые привёл войско (…)».
Помимо греков войско Нехо включало египтян, которыми командовал Амасис, а также ливийцев и прочих «чужеземцев», предводитель которых Потасимто также известен из египетских источников. Из упомянутых в надписи греков двое были родосцами из Ялиса, ещё двое — ионийцами, выходцами из Колофона и Теоса. Интересно, что некоторые имена египтизированы. Например, командир носит имя Псамметих, хотя его отец Феокл определённо был ионийцем. Египетское имя носит Пабис из Колофона, а также расписавшийся рядом с ним Псаммата. Можно предполагать, что трое из оставивших автографы солдат служили в армии во втором или третьем поколении: Псамметих, сын Феокла, колофонец Пабис, носивший египетское имя, а также Пифон, отца которого звали Амойбих. Возможно, к их числу следует добавить также Псаммату, происхождение и патронимик (родовое прозвище) которого остаются неизвестны.
Военная история мира | MILITARY HISTORY. Взято с ВК
Нет комментариев