Основным оружием копейщика было «древко» с четырехгранным наконечником и флажком — «прапорцем». Длина и характеристики этого копья точно неизвестны, но получали его копейщики из государевой казны. На наш взгляд, внедрение копейного строя в русской кавалерии отчасти связано и с желанием царского правительства поднять боевой дух всадников. Известный исследователь вооружения кавалерии генерал Л.В. Де-Витт подчеркивал, что пике (копью) «приписывают именно то качество, что она подымает моральную сторону войск ею вооруженных: грозный вид ряда копий, которые торчат впереди развернутого строя, несущегося на врага… это должно произвести тяжелое впечатление на противника.
Неприятель, не имеющий столь длинного оружия, понимает, что может быть проколот копьем раньше, чем сможет нанести удар саблей. По мнению А.В. Чернова, «копейщики представляли собой боевую силу только на близком расстоянии, в рукопашном бою. Поэтому в бою копейщики выступали впереди конницы, вооруженной дальнобойным огнестрельным оружием, т. е. впереди рейтар и гусар». Копейщики, имея огнестрельное оружие «ближнего боя» — пистолеты, при необходимости могли действовать и как рейтары. Так, например, по данным на 1679 г. видно, что копейщик был вооружен копьем, саблей и парой пистолей. По всей вероятности, копейщиков ставили в первую шеренгу атакующей кавалерии (от них требовали «перед гусарами и рейтарами с копьи ездить»), аналогично тому, как поступали в отношении конных пикинеров еще в первой половине XIX столетия.
Вопрос, насколько копейщики были обеспечены доспехами в 50—60-е гг. XVII в.
из государевой казны, остается открытым.
Нельзя исключать, что в первое время копейщики имели собственные латы, кольчуги и шлемы. В 1670-е гг., когда численность копейщиков резко увеличилась, они стали получать броню из казны как рейтары. По поводу наличия защитного вооружения известны только поздние сведения, относящиеся к концу 70-х гг. XVII в. Так, А.В. Малов пишет следующее: копейщики «должны были обеспечиваться латами, отличными от гусарских, предположительно рейтарского типа. Хорошо видна однотипность используемых копейщиками и рейтарами лат при разборе в 1679—1680 гг. киевского и переяславского «цейхгаузов»...
Все латы по царскому указу надлежало «починить, вычистить и устроить заново», после чего раздать... в рейтарские полки копейщиком и рейтаром». В соответствии с государевой грамотой 1681 г. у копейщиков и рейтар должны быть «лошеди добрые и ружья полные службы, у копейщиков по копью со значки да по паре пистолей, у рейтар — по карабину да по паре ж пистолей, и латы, и шишаки, или иные какие желез-ные доспехи у кого есть…» Что касается конского состава, то, вероятнее всего, наиболее типичной лошадью копейщиков был мерин. Отсутствие у большинства из них хороших породистых коней, конечно же, снижало эффективность копейной конницы в стремительной атаке.
И.Б. Бабулин, КОПЕЙЩИКИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЗРЯДА В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СВОЕЙ ИСТОРИИ 1658—1671 ГГ.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1