Как известно, Волынские – древний дворянский род. Родоначальником считается князь Дмитрий Михайлович Волынский-Боброк, выехавший из Волыни в Москву и прославившийся в Куликовской битве (1380).
Он был женат на сестре Дмитрия Донского — Анне, и имел двух сыновей: Бориса и Давыда, которые утратили княжеский титул, были боярами при великом князе московском Василии I Дмитриевиче. Среди Волынских было несколько погибших в боях с казанскими и крымскими татарами. Внуки родоначальника воевода Семён и Акинфей Борисовичи убиты в битве под Белёвым (1437).
Михаил Иванович Вороной-Волынский, боярин и воевода, убит в сражении с крымскими татарами под Москвой (1571). Никифор и Иван Степановичи Волынские погибли под Конотопом (1659). В ближнем окружении царя Алексея Михайловича было двое Волынских – Василий и Михаил Семеновичи. В 1658-59 гг. оба получили высокий придворный чин окольничего – второй думный чин после боярина. Василий не отличился на военном поприще, был скорее хитрым дипломатом и карьеристом, в 1676 г. стал боярином и «царственной большой печати оберегателем». Его брат, Михаил Семенович Волынский погиб 4 июля 1668 г. О том, как он погиб, нет информации ни в одном исследовании, ни в одной энциклопедии, ни в одном биографическом словаре.
В первые июльские дни 1668 г., под Севском разворачивалось решающее сражение между главными силами русской и крымско-татарской армией. За две недели до этого, 19 июня, царь повелел сменить воевод в Путивле. 25 июня в Путивль отправился кн. Михаил Волконский на смену Михаилу Волынскому и Семену Дашкову, которым приказано ехать в Москву. Бывший в Путивле три года воеводой окольничий Михаил Семенович Волынский передал свои полномочия новому воеводе, и, ничего не зная о большом крымском войске, скрытно, лесами, идущем к Севску (проводниками были украинские казаки), с небольшим отрядом сопровождения и маленьким обозом, выехал в том же направлении.
С Волынским было всего 38 бойцов, они прекрасно понимали, что ехали по землям, охваченным казацким мятежом, но роковой для них стала встреча с крымскими татарами. Преодолев почти три четверти пути до Севска, в 30 верстах от города Волынский был окружен большими силами татар. О том, что произошло, позднее рассказал выживший участник кн. Иван Матвеев сын Болховской с несколькими товарищами.
Согласно Болховскому, 4 июля, когда они с Волынским ехали в Севск, «в дороге, не доезжая Севска за 30 верст под деревнею Власовкою, нашли на них татаровя и изменники черкасы многие люди и к их обозу приступали, и был де у них бой, и те татаровя и черкасы многолюдством обоз их разобрали, и в обозе отцов их и братьев и племянников и людей побили, а их де переранили и взяли в полон».
Из отряда уцелели 19 чел., которых взяли в плен, включая кн. Болховского. Погибли 20 человек. Как записано в документе, «на дороге, идучи на службу, убит от татар Михайла Волынской». Вместе с ним в бою погибли жильцы: Матвей Ростиславской, Василий Жуков, Гаврило Свищов, Иван Васильев сын Свищов, Иван Иванов сын Свищов; городовые дворяне и дети боярские с Мещоры – 11 чел., в том числе брат кн. Ивана Болховского - кн. Григорий Болховской, а также белозерские помещики – 3 чел. Попавшие в плен позднее были отбиты у татар и освобождены.
Само по себе это незначительное событие достойно упоминания только потому, что в указанном бою погиб человек, имевший высокий думный чин окольничего. Выше окольничего в Московском государстве были только бояре. Отметим, что за всю тринадцатилетнюю русско-польскую войну 1654-1667 гг. погибло всего ДВА окольничих. Михаил Семенович Волынский, имевший этот чин с 1659 г., ранее занимал различные должности, в том числе, как воевода, успешно командовал полками в 1658-1660 гг. Однако, в июле 1668 г., под его началом оказалось слишком мало ратных людей, чтобы одержать победу над противником. Во всяком случае, он достойно встретил свою смерть, не посрамив своего предка – героя Куликовской битвы, став третьим окольничим царя Алексея Михайловича, который пал на поле брани.
Пленный поляк Павел Потоцкий, долго живший при московском дворе, отозвался о Волынском следующим образом: «При всех обстоятельствах проявляет изрядное благоразумие. Прославился /участием/ в посольствах во время войны, а также постоянной работой на гражданских и военных должностях».
Благоразумно ли было ехать из Путивля в Севск с таким маленьким отрядом? Скорее всего, Волынский не хотел брать больше ратных людей и ослаблять гарнизон города. О том, что его пути пересекутся с большим татарским войском, он не знал и не мог знать. О неожиданном нападении врага стало известно только тогда, когда крымское войско было уже на подходе к Севску.
Взято с ЖЖ Игоря Бабулина (VON_BUDDENBROCK)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2