В старинном русском селе Палех cозданы Палехские художественные мастерские.
В XVI-XVII веках Палех стал центром старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси. В основу стиля палехской иконописи были положены традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московской иконописи XV-XVI веков, сильным было влияние и новгородской, строгановской и ярославской школ. Иконы "палехского пошиба" славились особой тонкостью письма с применением темперных красок, золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное, то есть всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела – их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер-подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик.
Многие иконы создавались также под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы (так называемое "фряжское" письмо).
В середине XIX века в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых. К концу века в Палехе и окрестных деревнях насчитывалось 418 человек, занимавшихся иконописанием. Кроме иконописания, палешане занимались поновлением монументальной живописи, участвуя в реставрации соборов и Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и других.
В начале 20 века иконописный промысел в Палехе пришел в упадок. А с 1920 года палешане занялись росписью деревянных изделий.
5 декабря 1924 года несколько художников объединились в "Артель древней живописи". Решение трудиться вместе приняли семеро художников – шесть палешан и москвич, сын палехского иконописца Иван Иванович Голиков. Он был и инициатором объединения, и первым предложил коллегам работать по выпуску шкатулок с лаковыми миниатюрами в традициях средневековых владимиро-суздальских иконописцев. Вскоре здесь появились и первые ученики. В 1928 году в Палехе открылась профессионально-техническая школа древней живописи, которую в 1935 году преобразовали в художественный техникум. В следующем году он был переведен в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем. Программу преподавания палехского мастерства разработал Николай Зиновьев. Свой творческий опыт и других художников – палешан он изложил в книге "Искусство Палеха", вышедшей в 1968 году.
Мотивы палехских композиций – это сюжеты песен и былин, фольклорных и авторских сказок, изображение традиций и обычаев русского народа. Современный Палех считается одним из признанных центров лаковой миниатюры. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, который отличается особой тонкостью художественных приемов.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев