В Файмогубской волости проводил свои поиски С. Гаврилов. В этих же землях в самом начале XVIII века залежи меди были найдены И. Ф. Патрушевым и Я. Блиером. В своих отчётах они писали: « В Олонецком уезде, в Файмогубской волости в камени найдена медная руда и той руды накопано с двести пудов. И по опытам из той руды и самородной меди медь самая добрая и красная». На этих же территориях был построен и Кончезерский медеплавильный завод. Всеми Олонецкими предприятиями управлял Виллим Иванович Геннин, специалист в области горно-металлургического производства, содействовавший выговским медникам. Благодаря содействию Геннина готовая медь поставлялась с фабрик напрямую в Выгорецкую (Выговскую) обитель.
На берегу реки Выг ровно четверть века действовал государственный медеплавильный завод, переработавший за всё время своего существования свыше 4200 пудов медной руды. Однако литейное производство началось на Выговских территориях раньше, чем был основан местный завод. Литьём занимались старообрядцы Выговского общежительства. Тем не менее, рудные месторождения в Олонецком уезде довольно скоро истощились, и к 1740 году всё местное медеплавильное производство было закрыто, а специалисты, за неимением ресурсов, перебрались на Урал.
В XVII столетии разработка медных залежей ещё не была отточенным и изученным в достаточной степени явлением. Тогда специалисты не умели добывать медь, пролегающую в земле глубже четырёх-сантиметровых слоёв богатой руды, и поэтому бедную руду, содержание меди в которой составляло от 2 до 3 %, в те годы из земли не извлекали. Нужно отметить, что богатыми в те годы назывались руды, содержание меди в которых составляло от 4 до 5 % – таково мнение горного инженера Ивана Филипповича Германа.
Из-за того, что бедная руда часто игнорировалась рабочими и специалистами, месторождения довольно быстро оказывались брошенными. Даже в таких условиях выход меди при переплавке был очень мал – из одной тонны получался в среднем один килограмм чистой меди. Об этом достоверно писали: «...квасил тое руду в винной браге да в квасцах, для того чтобы из той руды грязь вышла. И по тому его плавке и опыту из той руды медь явилась пуговками». В то же время была описана и проба медной руды: «...положа на уголья, раздув жарко и простудив ту руду, разлив мачка и смешав с варахою, чинил серебряного дела в глиняном горшке опыт, и по опыту явилось и той руда меди красной пуговкою пол золотника».
Издавна ручное производство меди, по всей видимости, часто осуществлялось только из конкретного вида руды. Так, известно, что на некоторых производствах медь добывалась только из мягких руд.
Что касается сибирских месторождений, то их поиск стал производиться только в первой половине XVIII века – в то же время, когда была освоена Сибирь. Алтайские залежи медной руды, по-настоящему крупные, были открыты в конце XVII – начале XVIII столетий. В целом за эти два века было найдено свыше 13 тысяч медных месторождений, притом наибольшая их часть – именно в XVIII столетии.
Кустарный тип выплавки меди из рудных масс реализовывался в непосредственной близости от рудного месторождения. Позже, когда медеплавильная промышленность заметно усовершенствовалась, а количество заводов увеличилось в разы, очищенная руда поставлялась непосредственно на места переработки. Вот информация из официальных источников: «англичане, не стыдясь, медную руду очищенную, однако же не плавленную, из Америки и из других мест с немалым трудом привозят и переплавляют у себя, прибыток имеют».
Вместе с тем очищенная на медеплавильных заводах медь поставлялась в самые разные точки России. Если раньше российские промышленники чаще имели дело с ввозом меди из-за границы, то ко второй половине XVIII века Россия стала продавать свою медь другим странам, хотя и не прекращала закупать иностранную медь. Благодаря своей чистоте и высочайшему качеству, российская медь очень ценилась на иностранных рынках.
Полиметаллические руды
Задача соотнесения даже поздней временной группы меднолитной пластики с конкретным металлом очень сложна в разрешении. Облегчить эту задачу может наличие геохимических признаков рудников, исследованных в XVIII столетии. Так, сведения о плавке и очистке медной руды на заводах близ алтайских месторождений показали, что местная медь была более тёмная, чем, например, уральская. Благодаря исследованиям выяснилось, что тёмный оттенок местной меди был обусловлен наличием в руде значительной примеси свинца. Также медные руды из алтайских месторождений содержали серебро. Эти сведения позволяют сделать утверждение о том, что в так называемом медном литье использовалась медные сплавы, а не чистая медь. При этом сплавы содержали не только свинец или серебро: известно, что в некоторых из них немалый процент занимало олово; были найдены и полиметаллические сплавы с цинком.
Нельзя с полной уверенностью заявлять, где специалисты брали металлы, создавая подобные сплавы. Возможно даже, что некоторые из них использовали уже готовые сплавы. Например, А. Коновалов, который изучал новгородские металлы X-XV столетий, писал о том, что на новгородских производствах использовались самые разные сплавы – одни из них содержали олово, вторые – свинец, третьи – цинк. Причиной этому послужило то, что местные земли не имели свои сырьевые источники цветных металлов, и потому сплавы самых разных сортов регулярно ввозились в Новгород из таких западноевропейских стран, как Литва и Швеция. Коновалов уверен, что в импортную медь свинец добавлялся намеренно: такой сплав было труднее перерабатывать. С заграничной медью работали до XVII столетия и такие регионы, как Чернигов и Киев. Даже московские промышленники долгое время приобретали такой металл, как олово, за рубежом.
Нерчинские земли стали первой территорией, где стало разрабатываться олово. Этот лёгкий металл был также обнаружен в рудных месторождениях Олонецкого края, поблизости от реки Мезень и в Вятском уезде в XVIII веке. Но даже в эту эпоху подавляющая часть перерабатываемого российскими заводами олова ввозилась в страну из-за границы, чаще всего – из Англии.
Что касается свинца, то он впервые стал разрабатываться в землях Забайкалья, также в XVIII веке. Эти земли были особенно богаты залежами полиметаллических руд с содержанием свинца, меди и цинка. Из этих мест руды доставлялись на московские предприятия. Финские территории, на которых располагались Кончезерские заводы и которые в те годы принадлежали России, тоже были богаты свинцовыми рудами.
Нет комментариев