Вначале была только великая бездна Гиннунгагап (этимология слова неясна), она зияла в центре бесконечной пустоты, а по ее краям вращались два мира – Муспелльхейм и Нифльхейм. Муспелльхейм – мир света и огня, в котором могут жить лишь те, кто в нем родился. Муспелльхеймом управляет огненный великан Сурт (в переводе – почерневший от пламени), у него горячая черная кожа и огненный меч в руке.
Нифльхейм – полная противоположность Мусплеллю. Это мир мороза, льда и вечной ночи, изначально он не был заселен. Поток льда и морозного воздуха из Нифльхейма постоянно проникал в Гиннунгагап и исчезал в бездне. В это время с другой стороны из Мусплелльхейма шел жар, и однажды горячее пламя Муспелля встретилось с холодной тьмой Нифльхейма в самом центре бездны Гиннунгагап.
Из этого союза родилось первое живое существо – исполин Имир (в переводе – кричащий). Верно, вроде как Сурт существовал задолго до Имира, но в эддических текстах полно противоречий. Пока Имир спал, из его пота под правой рукой выросли два первых человека – мужчина и женщина. В это же время одна нога Имира «родила от другой ноги» (цитата из Эдды) первого инеистого великана, которые впоследствии заселили Нифльхейм.
Морозные глыбы Нифльхейма продолжали таять рядом с огнем Муспелля и вскоре изо льда вышла небесная корова – Аудумбла. Из ее сосков текли четыре великие реки, которыми питался Имир. Сама корова питалась тем, что лизала холодные соленые глыбы, разбросанные по всему Гиннунгагапу (откуда взялись эти глыбы – история умалчивает, а может из Нифльхейма). В первый день корова вылезала изо льда волосы, во второй – голову, а на третий день полностью освободила человека по имени Бури (в переводе – прародитель).
Вскоре у Бури появился сын Бёр (в переводе – сын), правда совершенно неясно – от кого? Либо же Бури, как и Имир, был существом-гермафродитом. Бёр женился на дочери великана (видимо – инеисторого, других то еще не было) по имени Бёстла (в переводе – жена). О происхождении Бёстлы ничего не известно, сказано лишь, что она дочь великана Болторна (в переводе – гибельный шип). У них родилось три сына – Один, Вили и Вё (перечислены по старшинству). Три брата по неизвестной причине убили Имира, при этом из его тела вытекло столько крови, что она полностью затопила всех инеистых великанов, кроме Бергельмира и его жены, которых Один спас на лодке и вывез в Нифльхейм.
Один, Вили и Вё бросили тело Имира в Гиннунгагап и из его частей сотворили мир: из крови – океан, моря, озера и реки; из плоти – землю; из волос – деревья, а из костей – горы. Из зубов Имира они сделали камни и прибрежную гальку, а его сломанные кости сгодились для образования рудных залежей. Но пока братья строили мир, тело Имира начало гнить и в нем завелись жуткие личинки – по приказу Одина эти личинки приняли человеческий облик и поселились в земле и скалах (не совсем ясно, о ком речь – о темных альвах или о светлых, потому что согласно исландскому фольклору в холмах и горах живут как раз светлые альвы, образ которых позже видоизменился до волшебных фейри).
Затем сыны Бёра сотворили небо из черепа Имира, и по четырем его концам поставили четырех цвергов (карликов, темных альвов), которых звали – Север, Юг, Восток и Запад. Из мозга Имира братья сотворили воздух и облака. Потом Один, Вили и Вё взяли искры Муспелльхейма и создали из них небесный огонь, который согревал и освещал землю и небеса.
Для защиты от враждебных великанов братья решили создать срединный мир – Мидгард, который расположили между Асгардом, миром, в котором они жили, и землями великанов. При этом опять же неясно, о каких великанах идет речь. Вероятно, не об инеистых, ведь их Один сам спас и поселил в Нифльхейме. В Эддах по этому поводу упоминаются некие великаны, живущие на побережье, но совершенно непонятно, что это за великаны.
Так или иначе, но из бровей Имира братья создали Мидгард – мир-крепость. Они решили населить Мидгард живыми существами и прогуливаясь однажды по морскому побережью, нашли два дерева. Асы сотворили из них мужчину и женщину с именами – Аск (ясень) и Эмбла (ива). Вили наделил их сознанием и способностью двигаться, Вё дал им облик и органы чувств, а Один вселил в них душу. Все смертные Мидгарда происходят от этих людей (опять же противоречие – кем тогда были люди, родившиеся из пота Имира, ведь названы именно людьми).
Сами боги, как я уже сказал, живут в Асгарде, еще одном мире-крепости, который расположен на севере от Мидгарда. Все, кто живет в Асгарде, зовутся асами. Правит Асгардом Один – он сидит на троне Хлидскъяльв, с которого видны все миры, во главе большого стола в исполинском зале, где остальные боги пируют и обсуждают «внешнюю политику». Супруга Одина – мудрая Фригг, дочь Фьоргвина (происхождение неясно). Их первый сын – Тор, владыка священного молота Мьёльнира (священного – буквально, потому что Тор в некоторых мифах конкретно освящает своим молотом предметы).
Асгард с Мидгардом соединяет мост Биврест (в переводе – дрожащий путь), который охраняет светлейших из асов Хеймдаль, который видит и слышит все. Кстати, согласно тексту «Песни о Риге» именно Хеймдаль создал первых людей, а не Один с братьями, причем предполагается, что это как раз более древний вариант мифа о происхождении человека. Но, как я уже сказал, в скандинавской космогонии много противоречий, большинство исследователей объясняют их тем, что до нас эти мифы дошли в фрагментарной и сильно измененной форме.
Мироустройство
Нет комментариев