И.Б. Бабулин об одной известной картинке.
Тем, кто интересуется русско-польской войной 1654-1667 гг., наверняка знакома картина знаменитого польского художника Юлиуша Коссака (1824-1899) под названием «Ян Хризостом Пасек под Ляховичами», нарисованная в 1898 г.
На первом плане схватка двух воинов. Один из них держит саблю (это Пасек). Его противник вместо сабли протягивает большой крест, то ли фектуя им, то ли надеясь на то, что поляк не станет его рубить.
Данная сцена, естественно, удивляет любого и не поддается логическому объяснению, если не знать, что конкретно она изображает.
Ответ можно найти в записках самого Пасека, фрагмент из которых послужил основой для сюжета указанной картины.
Речь идет о битве под Полонкой 28 (18) июня 1660 г., в которой русское войско под началом князя И.А. Хованского потерпело тяжелое поражение. Поместная конница была опрокинута и поляки стали преследовать убегающих. Пасек участвовал в этом бою и позднее описал эпизод погони в своем «Памятнике»:
«… тут бежит на сером бахмате, конь в уборе золотистом, какой-то молокосос в атласном попугайном (зеленом) жупане, пороховничка у него на серебряной цепочке. Рванулся я к нему, переехал дорогу. Молоденький хлопец, красивый, крест оправный держит в руке и плачет: «Пожалуй (пощади) для Христа Спаса, для Пречистой Богородицы, для Николы Чудотворца!».
Жалко мне его стало, а вижу, что великие толпы москвы и с той стороны, и с этой бежали прямо на меня; боялся я, как бы меня не окружили. Не хотел я задерживаться около него, убивать мне тоже было его жалко, помня его горячую молитву. Взял я у него только тот крест из руки и вытянул саблей плашмя через плечи: «Утекай до матери, дичий сын!».
Как тут малец скакнет, поднеся руки вверх, с глаз моих пропал в миг. Живьем ещё в тот час трудно было брать, в эту горячую минуту, когда всё бегущее войско на нас навалилось: или пленного держать, или обороняться, или пистолеты набивать. Крест я взял у него красивый, было в оправе (золота) на двадцать червонных золотых…».
Впрочем, не исключено, что Пасек всё это придумал.
Конечно, его нельзя назвать «Мюнхгаузеном», но приврать он любил.
Коссак воплотил этот рассказ в картину, которая известна каждому поляку.
Вот примерно так солдатские байки о войне становятся «документальными фактами».
+ о список побед поместной конницы (цит. автора журнала).
"А были случаи, когда поместная конница побеждала врага смелой атакой?
Конечно. Только те, что вспомнил: Ведроша (1500), Гельмед (1501), Мстиславль (1501), Казань-Арское поле (1552), Выборг (1556), Тирзен (1559), Эрмес (1560), Молоди (1572), Лялицы (1582), Высса (1582), Москва (1591), Выборг (1592), Добрыничи (1605), Коломенское (1606), Вырка (1607), Восьма (1607), Брянск (1607), Медвежий брод (1608), Калязин (1609), Каменка (1609), Ходынка (1609), Москва (1612), Воронеж (1613), Городенка (1645), Дон (1646), Шепелевичи (1654), Вильна (1655), Тимковичи (1655), Городок (1655), Верки (1658), Мядель (1659), Прудки (1662), Канев (1662), Севск (1668).
Конечно, в большинстве этих сражений победа была достигнута хорошим взаимодействием конницы и пехоты, но это не умаляет важное значение поместной конницы. До появления многочисленной и обученной пехоты поместная конница была главной силой государства и выдерживала на себе тяжесть всех войн.
Более того, я полагаю именно ей Московское государство 16 века обязано своим существованием.
К тому же поражения русских войск гораздо сильнее распиарены нашими противниками, а о победах мы знаем очень мало." https://vk.com/tsardom_of_russia
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев