12 ноября в 1833 году родился Александр Порфирьевич БОРОДИН, выдающийся русский ученый-химик и медик, педагог и просветитель, общественный деятель, гениальный композитор, поэт и драматург.
Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.
Саша Бородин учился играть на флейте, виолончели, фортепиано, а затем начал сочинять музыку: в 9 лет это была полька «Элен», в 13 лет – небольшой концерт для флейты. В 16 лет были опубликованы два произведения: фантазия для фортепиано – соло на мотив музыки И.Гуммеля и этюд «Поток».
В сентябре 1850 года Бородин поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. В числе ее профессоров были ученые с мировыми именами: хирург Н.И.Пирогов, химик Н.Н.Зинин, эмбриолог и географ К.М.Бэр, зоолог Ф.Ф.Брандт.
Бородин несколько раз приносил в лабораторию нотную бумагу, практиковался. Зинин заметил это и категорически заявил: «Кто гонится за двумя зайцами, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, что я вас ревную к музыке. Не во мне дело, дело в вас. Будь вы семи пядей во лбу, а начнете разбрасываться, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она дама строгая и ни с кем своих служителей делить не собирается. Нужно выбирать: или она, или эти ваши музы».
Русские учёные-химики в Гейдельберге.1859-1860. Слева направо: Н. Житинский, А. П. Бородин, Д. И. Менделеев, В. И. Оленинский.
По возвращении в Россию, в академию, в 1862 г. Бородин стал профессором органической химии, руководителем лабораторных занятий. В 33 года – штатский генерал, в торжественных случаях носил мундир с эполетами и шпагу.
Бородин среди основателей Русского химического общества (фото 1868 года)
Однажды в 1862 году Сергей Петрович Боткин познакомил Бородина с М.А.Балакиревым. Балакирев был руководителем содружества пяти музыкантов, которое известно под названием «Могучая кучка» или «Новая русская школа».
В «Могучую кучку» входили М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, Ц.А.Кюи, Н.А.Римский-Корсаков и А.П.Бородин. Под влиянием своих товарищей Бородин начал всерьез заниматься сочинением музыки. Это были три симфонии, два квартета, симфоническая картина «В Средней Азии», «Маленькая сюита для фортепиано», 18 романсов.
«А, это тот самый Бородин, которого композиторы считают химиком, а химики композитором», – говорили о нем современники.
Н. К. Рерих.Путивль. Эскиз к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина.
Главным делом жизни Бородина стала опера «Князь Игорь».
Н. К. Рерих. Эскиз декораций к опере "Князь Игорь"
Сюжет взят из «Слова о полку Игореве» – первого русского литературного произведения, в котором рассказано о богатырской юности Руси, в нем грандиозная мысль о ее единстве.
Неизвестный художник. Бояре. Эскиз мужских костюмов к опере «Князь Игорь» А.П. Бородина. СССР, 1938 год. Бумага, гуашь, карандаш.
Н. К. Рерих. Князь Игорь. Эскиз к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина. 1914
Иван Яковлевич Билибин. Русский воин. Эскиз костюма к опере А. П. Бородина "Князь Игорь". 1930
С. Л. Белоголовый.Эскизы костюмов к опере А. П. Бородина «Князь Игорь». 1949. Новосибирский государственный художественный музей.
Бородин работал над оперой 21 год, но не успел ее закончить. Сделали за него это его друзья: Н.А.Римский-Корсаков и его ученик А.К.Глазунов.
Мария Васильевна Доброславина – друг семьи Бородиных – оценила это так: «Какая чистая, деятельная и прекрасная дружба – разобрать горы черновиков, эскизов, набросков, соединить их с готовыми сценами, выстроить все, что не достроил автор».
Мстислав Добужинский. Князь Игорь. Эскиз костюма. 1934
Александр Порфирьевич Бородин появился на свет в Петербурге в 1833 году
и прожил 54 года. 15 февраля 1887 г., в последний день Масленицы, на традиционную профессорскую вечеринку собираются гости. Его превосходительство статский советник, кавалер орденов, академик и профессор Бородин натягивает мужицкие сапоги, надевает синие шаровары, красную рубаху – наряд для масленичного представления. Вспомнив свои детские забавы, Бородин самолично изготовил домашние, вполне безопасные фейерверки.
Он умер мгновенно, от разрыва сердца, во время маскарада, устроенного им для всеобщего веселья в собственной квартире. Во время разговора с Доброславиной Бородин внезапно потерял сознание и упал:
Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу сошлись все врачи и профессора, жившие в академии. Почти целый час прилагали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогло».
Высокий, статный, богатырского телосложения, он был веселым человеком с добрым нравом. Казалось, что Бородин будет жить долго – столько замыслов было впереди.
После смерти Бородина музыкальный критик В.В. Стасов сказал: «И все-таки как много он сделал! Сорок две научные работы, среди которых немало выдающихся, ряд впервые полученных химических соединений, прогремевшая на весь мир опера «Князь Игорь», могучие симфонии, большее число камерно-инструментальных и фортепьянных произведений, романсы и песни, нередко на слова самого Бородина (он был и поэтом), блестящие статьи о музыке и о музыкантах — это не полный список того, что создал Бородин.
В старых сказках к колыбели ребенка подходят волшебницы, и каждая приносит ему дар. Эта сказка вспоминается, когда думаешь о судьбе Бородина.
Сколько ему досталось даров: и могучий разум ученого, и гений композитора, и литературное дарование. Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу, человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии.
Он много сделал, но мог бы сделать еще больше, если бы ему хватило времени и если бы он жил в другое время.
Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым….
Бородин, как и все почти новые русские композиторы, не приходился по понятиям и вкусам нашей публики и критики».
Его друзья, знакомые, ученики вспоминали: «Бородин был хорош и благожелателен со всеми, отыскивал каким-то инстинктом во всем светлую сторону. Может быть, эта черта была подарена ему наукой, делом чистым и надежным, зависящим от безупречной истины. Но как он умел смешить и радовать, как неназойливо приходил на помощь нуждающимся, как чудно горели его темные глаза, как согревало его присутствие всех без исключения».
Его опера "Князь Игорь" вдохновила многих деятелей искусства на создание своих произведений.
Ушин Николай Алексеевич (1898-1942). Боярыни. Эскиз костюмов к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». 1938 г. Бумага, карандаш
И. Билибин. Половчанин. 1930. Эскиз костюма к опере А.П. Бородина «Князь Игорь»
Коровин Константин Алексеевич (1861 — 1939). Эскиз костюма к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». 1928.
Федор Федоровский (1883 – 1955). Эскиз костюма хана Кончака к опере А. Бородина "Князь Игорь". Экспонат музея Государственного академического Большого театра СССР.
Н.К. Рерих. Эскиз декорации к опере А.П. Бородина "Князь Игорь"
Балетный фрагмент «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» стал отдельным балетным спектаклем на 15 минут.
Н.К. Рерих. Князь Игорь. Эскиз костюма. Эскизы к опере А.П. Бородина "Князь Игорь". 1914
И. Билибин. Кончаковна. 1930. Эскиз костюма к опере А.П. Бородина «Князь Игорь»
Михаил Павлович Бобышов. Половецкие пляски. Эскиз декорации к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». 1934. Бумага, акварель. Частное собрание.
Эскиз к костюму Кончака к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». 1935
Опера «Князь Игорь» до настоящего времени остаётся одним из шедевров русского оперного искусства.
Н. К. Рерих. Бояре. Эскиз к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина. І акт. 1914
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из Википедии, из статьи Н. Ю. Петруниной и В. А. Жуковой "Александр Порфирьевич Бородин – великий химик и композитор". Автор подборки Сахарова Раиса.
Иван Билибин. Половчанка. Эскиз костюма к опере А. П. Бородина "Князь Игорь". 1930
«Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии», – писал Д.И.Менделеев.
А. П. Бородин. Портрет работы И. Е. Репина. 1888
#рая
Чтобы человек развивался, необходима постоянная работа и не только самого человека над собой, но и социума. Если ты ежедневно слышишь и видишь ширпотреб, и он - фон твоей жизни, то тебе уже трудно воспринимать серьёзное искусство. Например, раньше хотя бы раз в неделю можно было услышать "Плачь Ярославны", посмотреть фильм или спектакль по произведениям Тургенева, Достоевского и т. д. А сейчас всё заполонил низкопробный шоу бизнес и всеможные блок бастеры, причём голливудские, чуждые нашей культуре. Где же современному человеку при его занятости услышать про Бородина. Информационное место для изучения своей культуры занято "мусором". Но есть интересные и полезные передачи на канале "Культура", сейчас по субботам идёт захватывающий проект "Большая опера". 16 ноября передача будет посвящена как раз русской опере, которую любят и знают за рубежом больше, чем на родине. А мне приятно встретить единомышленников. Спасибо за отклик.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 6