Гончарное ремесло Древнерусского государства прошло невероятно долгий и сложный путь развития. В период с девятого до десятого столетия русские жители пользовались керамикой, полностью изготовленной вручную. Изначально производством таких изделий занимались только женщины. Чистая глина смешивалась с мелкими раковинами, песком, кусочками кварца или гранита. Иногда в качестве добавки использовались осколки разбитой посуды, а так же разные растения. Благодаря примесям, глина становилась вязкой и крепкой, благодаря чему русские мастера изготавливали сосуды разнообразных форм и размеров.
В конце девятого века на Юге Древнерусского государства появилось важное техническое усовершенствование в виде гончарного круга. Из рук русских женщин гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам. Самый старинный гончарный круг крепился на грубую деревянную скамью со специальным отверстием, имевшим ось, державшую большой деревянный круг. Левой рукой гончар вращал круг, а правой начинал формировать глину.
В Древней Руси готовая посуда обжигалась в старинных печах-горнах, состоявших из двух отдельных ярусов. В нижнем отсеке размещали дрова, а верхний наполнялся глиняными сосудами. Горн нагревался до температуры приблизительно в 1200 градусов.
Древнерусские гончары изготавливали самые разные сосуды, среди которых были толстые горшки для приготовления пищи в печи, огромные горшки, предназначенные для хранения зерна, кружки, кринки, сковородки, миски, игрушки для детей и миниатюрная ритуальная посуда. Многие гончарные изделия украшались орнаментами в виде зубчиков, кружочков и ямочек.
Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного.
Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.
Гончарный промысел получил наибольшее распространение в русских селах на востоке современной Самарской области.
В с. Сосновка находился крупный гончарный промысел. Этому способствовало наличие жирной глины разных оттенков и дров для обжига. Глину добывали в окрестностях села. Гончары работали на дому. Сырье заранее заготавливали и хранили в деревянных ящиках. Использовался гончарный круг на ножном приводе: при вращении изделия вытягивали до нужной формы. Посуда обжигалась в печах, которые сооружались во дворах. Сверху изделия покрывались глазурью - растворенным в солярке стеклом. Основной орнамент посуды составляли параллельные линии, волны. Клеймы и знаки не применялись.
В 1936 г. на базе промкомбината была основана артель «Труд», председатель Гапонов Андрей Захарович. Заведовал бригадой гончаров в 30-е годы ХХ в. Дмитрий Васильевич Вьюгин, уроженец Сосновки. Он же делал круги, обучал ремеслу молодежь. Известен был мастер Просторов Иван Илларионович. Ассортимент изделий был велик, достаточно посмотреть музейную коллекцию, которая насчитывает несколько десятков предметов - кухонная и столовая посуда, цветочные горшки с поддонами. Изготавливались химбанки для Чапаевского военного завода. Делали печные трубы и умывальники, пряслица. Для детей делали и игрушки-свистульки в форме птичек. Продукцию вывозили на ярмарку в г. Бугуруслан, Кинель- Черкассы и др.
С 1979 г. по 1985г. в колхозе им.Ленина существовал горшечный цех в с. Ново-Мансуркино. Заведующий Аскаров Наиль. Выпускали цветочные горшки, тарелки и пиалы методом прессования. Продукция шла на местные нужды и для цветочного хозяйства АвтоВаза (г.Тольятти).
Коллекция изделий и форм хранится в фондах музея.
#МойгородПохвистнево #Краеведческиймузей#Похвистнево #краеведение #Похвистневский
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев