Важнейшую роль в картине играет пейзаж. Не сумев побывать в Палестине, где происходило евангельское событие, художник воспроизвел природу Римской Кампаньи с характерным ярким и контрастным итальянским освещением. Он нашел в окрестностях Рима городок Субиако, который своим расположением на высокой каменистой горе мог походить на города Палестины.
Несмотря на обилие деталей , композиция "Явление Христа народу" великолепно сбалансирована.Это гигантское полотно (5,5 на 7,5 метров) — развернутая философская поэма и бессмертная метафора.
По сути, работа Иванова была его жизнью. Можно сказать, он ничего не делал, только рисовал..
При этом в Риме у него никакого житейского довольства, добровольное отшельничество, в письмах — постоянный лейтмотив безденежья. По сути — превращение жизни в житие, всепоглощающее служение.
Произведение «Явление Христа народу» свидетельствовало о высоком гуманизме и величии духа русского художника. Это был страстный, выраженный на языке живописи призыв художника-гуманиста к человеческому разуму и общественной совести, особенно ценными в эпоху подавления в России всякого свободомыслия и человеческого достоинства. По замыслу Иванова, его картина и в эстетическом отношении должна была быть совершенной, воплощать лучший опыт искусства предшествующих эпох
В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Перевозка огромного полотна оказалась делом необычайно хлопотным .
Картина была выставлена сначала в Зимнем дворце, а затем и в Академии художеств
Труд всей жизни художника, которому он отдал более 20 лет, встретили холодно. В столице появились слухи, что царь Николай II хочет дать за картину вместо предполагавшихся тридцати тысяч только десять или даже восемь. От бессмысленных хлопот, равнодушия и унижения художник безмерно устал. После очередной поездки ко двору, в Петергоф, где его не соизволили принять, он слег. Три дня спустя, 3 (15) июня 1858 года Александр Иванов скончался . Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс полотно в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.
Молодое же поколение отнеслось к художнику и его вдохновенному труду восторженно. Иван Крамской, тогда еще ученик Академии, свои впечатления от картины А. Иванова записал в статье «Взгляд на историческую живопись»; на молодого профессора Академии П. Чистякова встречи с художником и его картина произвели неизгладимое впечатление. Славянофил А.С. Хомяков писал: «Видеть картину Иванова не только наслаждение, но гораздо большее: это событие жизни».
При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Там, однако, не оказалось зала для размещения такого полотна. Встал вопрос о помещении для полотна. В проект здания на Крымском Валу был, в частности, заложен зал для картины Иванова. Но всё же было решено пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. В 1932 году полотно заняло то место, где находится и сейчас.
Эскизы и этюды к картине хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
Похоронен Александр Андреевич Иванов в Санкт-Петербурге в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры).
#искусство #художники #КартиныХудожников #НатальяГлушкова
Комментарии 3