СИМФОНИЯ No. 7
~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~
˙˙·٠• История создания
Седьмая
симфония - последнее симфоническое сочинение Прокофьева. Она, вместе с
Симфонией-концертом для виолончели, Концертино для виолончели с
оркестром и Сонатой для виолончели соло, вдохновленными исключительно
талантливым исполнителем Л. Ростроповичем, сблизившимся с композитором в
последние годы его жизни, завершает творческий путь Прокофьева.
Время,
когда она создавалась, было чрезвычайно тяжелым. В 1948 году вышло
постановление ЦК ВКП(б) "Об опере "Великая дружба" Мурадели", в котором
все лучшее в современной отечественной музыке подвергалось шельмованию.
Основной удар, несмотря на название постановления, был направлен не на
малоталантливую оперу, автор которой не угодил Сталину изображением
жизни народов Кавказа, а на крупнейших композиторов страны - Шостаковича
и Прокофьева. После его опубликования развернулась настоящая вакханалия
"проработок", собраний с выступлениями против формализма, призванных
подавить саму возможность мысли о какой-то свободе творчества, о
малейшем намеке на свободомыслие. Прокофьев не отвечал на нападки. Он
давно уже понял, что надо смириться с действительностью. Недаром в
последние годы он, практически, не писал ничего по-настоящему
серьезного. "Праздничная поэма" к торжественно отмечавшемуся 30-летию
Октября, той же дате посвященная кантата "Расцветай, могучий край",
сюита "Зимний костер" на стихи детского поэта Маршака, оратория "На
страже мира", праздничная поэма "Встреча Волги с Доном", посвященная
построенному заключенными ГУЛАГа Волго-Донскому каналу - такие
сочинения, недостойные его дара, появлялись в последние годы. Редким
исключением стала Симфония-концерт для виолончели с оркестром.
Несмотря
на такую лояльность, а может быть, именно из-за того, что композитор
был лишен возможности творить свободно, здоровье его было серьезно
подорвано. Но музыку писать он не переставал - это было для него
единственным смыслом, да и единственной возможностью заработка.
Седьмая
симфония задумывалась первоначально как произведение для детей. В конце
1951 года Прокофьев сообщил в печати о том, что собирается написать
несложную симфонию для радиовещания, рассчитанную на детскую аудиторию.
Замысел постепенно приобретал реальные черты, и в начале весны уже был
закончен клавир. Весна и начало лета были посвящены оркестровке, а 2
июля в одном из писем композитор сообщал, что заканчивает симфонию.
В
процессе работы концепция сочинения изменилась, расширилась. Вместо
симфонии для детей родилась музыка, в которой лишь в какой-то мере
оказался отраженным мир юности.
Симфония отличается выдержанностью
стиля, стройностью формы. Она напоена поэзией, ее лирика отличается
широчайшим охватом нюансов от напряженно-страстной до хрупко-нежной, от
мужественной до романтически-порывистой. Музыка жизнелюбива, светла,
отличается юношеской свежестью. В ней нет ни острых драматических
коллизий, ни резких столкновений. Это - песнь о любви к жизни, к
прекрасному. Лишь в самом конце ее разлита светлая печаль - как прощание
композитора с жизнью, которая не всегда была для него жестокой и
которая, несмотря на всю трагичность советской действительности, все же
оставалась прекрасной.
Премьера Седьмой симфонии состоялась незадолго до смерти композитора, 11 октября 1952 года в Москве под управлением С. Самосуда.
• Людмила Михеева
/ Источник - А. К. Кенигсберг, Л. В. Михеева. «111 симфоний» /
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Это последнее сочинение Прокофьева.., как прощание с жизнью.
Симфония напоена поэзией... Музыка , то напряжённо-страстная, то хрупко-нежная.., о любви к жизни, к прекрасному, а в самом конце её разлита светлая печаль...