Эти слова написала врач в далёком 1944-ом Дежурство в госпитале длилось 3-е суток.
После утомительных дней, врач отделения нейрохирургии Вероника Михайловна Тушнова едва дойдя до дома, записала на клочке старой бумаги «Не отрекаются, любя…» И уснула.
Ей было всего 33 года. Шёл 1944-й год.
Романс «Не отрекаются, любя…» на музыку Марка Минкова впервые прозвучал в 1976-м, со сцены Московского драматического театра имени Пушкина.
Вероника Тушнова его уже не услышала – её не стало в 1965-м.
Вот как звучало стихотворение в первозданном варианте:
Не отрекаются, любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придёшь совсем внезапно.
А ты придёшь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трёх человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути,
на дальних подступах к воротам...
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счётчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно всё отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.
Вероника Тушнова -1944год.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 74
..
Её стихи – вечная исповедь любящей женщины. Страдающей, радующейся и лишь иногда – счастливой. Она во весь голос говорила о любви, призывала к подлинно человеческим отношениям между людьми. Стихи поэтессы, являющиеся образцом высочайшей, самоотверженной женской лирики , выучивались и переписывались в тетради многими поколениями читательниц. Даже спустя десятилетия строки, написанные ею, отзываются в душах и сердцах читателей светлой грустью, надеждой и верой в счастье.
Стихотворение Тушновой «Не отрекаются, любя...» — одно из высших достижений любовной лирики. Поэтесса была одним из увлечений поэта Александра Яшина, посвятила ему цикл стихотворени...ЕщёПоэтесса Вероника Михайловна Тушнова не приписана к плеяде русских классиков, не вошла ни в ряды советских поэтов первого эшелона, ни в когорту "антисоветских" поэтов, диссидентов или знаменитых "шестидесятников". С ее именем не связано никаких громких литературных скандалов. Она "просто" писала лирические стихи.
Её стихи – вечная исповедь любящей женщины. Страдающей, радующейся и лишь иногда – счастливой. Она во весь голос говорила о любви, призывала к подлинно человеческим отношениям между людьми. Стихи поэтессы, являющиеся образцом высочайшей, самоотверженной женской лирики , выучивались и переписывались в тетради многими поколениями читательниц. Даже спустя десятилетия строки, написанные ею, отзываются в душах и сердцах читателей светлой грустью, надеждой и верой в счастье.
Стихотворение Тушновой «Не отрекаются, любя...» — одно из высших достижений любовной лирики. Поэтесса была одним из увлечений поэта Александра Яшина, посвятила ему цикл стихотворений «Сто часов счастья»(1965), в который входило и стихотворение «Не отрекаются любя». Однако другие источники указывают, что стихи были написаны задолго до публикации сборника «Сто часов счастья», ещё в 1944 г. и, скорее всего, были посвящены первому мужу Тушновой и отцу её единственной дочери, Юрию Борисовичу Розинскому. Случилось так, что Розинский отправился на фронт, но в семью возвращаться не захотел. Спустя время, будучи сильно больным (и, видимо, никому ненужным), он всё-таки пришёл к Тушновой, чтобы… снова её покинуть.
Музыку песни на эти стихи поэтессы написал популярный композитор-песенник Марк Минков. В 1976 г. его пригласили в Московский театр имени Пушкина написать музыку для лирической комедии Александра Хмелика «Мужчины, носите мужские шляпы», где и прозвучала песня «Не отрекаются любя» в исполнении одной из актрис. Спустя некоторое время её записала на пластинку вместе с ансамблем «Водограй» украинская певица Людмила Артёменко, а первое публичное исполнение Аллой Пугачёвой состоялось в ноябре 1977 г., на концерте ко Дню милиции, транслировавшемся в прямом эфире советского телевидения.
Разве этого мало?
Я его, как песок золотой,
намывала,
собирала любовно, неутомимо,
по крупице, по капле,
по искре, по блестке,
создавала его из тумана и дыма,
принимала в подарок
от каждой звезды и березки…
Сколько дней проводила
за счастьем в погоне
на продрогшем перроне,
в гремящем вагоне,
в час отлета его настигала
на аэродроме,
обнимала его, согревала
в нетопленном доме.
Ворожила над ним, колдовала…
Случалось, бывало,
что из горького горя
я счастье свое добывала.
Это зря говорится,
что надо счастливой родиться.
Нужно только, чтоб сердце
не стыдилось над счастьем трудиться,
чтобы не было сердце
лениво, спесиво,
чтоб за малую малость
оно говорило «спасибо».
Сто часов счастья,
чистейшего, без обмана.
Сто часов счастья!
Разве этого мало?
Вероника Тушнова
Неправда… Отрекаются, любя…
Вытаскивая острые занозы…
Устав от непрерывного дождя…
В котором одиноко прячут слёзы…
Устав от бесконечного «понять»…
От рифм ненужных и бессонниц стылых…
Душе устав нелепо изменять,
Терзаясь памятью, что «это было»…
Конечно, отрекаются, любя…
Чтобы себя спасти… Добра желая…
И, отрекаясь с болью, уходя,
Ломают крылья и скользят по краю…
Не правда… Отрекаются, любя…
Роднятся с одиночеством привычным
В стране с названьем серым «Без тебя»…
И всё волшебное становится обычным…
Карета — в тыкву, Золушке — метлу…
Передник — вместо сказочного платья…
И - шагом марш — в печальную страну,
Храня в воспоминаниях объятья…
Лишь башмачок хрустальный — как укор —
Стоит на подоконнике без пары…
Кастрюли, стирка… Глупой сказки вздор.
Всё было ясно… с самого начала.
Поверьте… Отрекаются, любя…