Сегодня мы поделимся с вами интересной информацией о происхождении нот, и раскроем тайну их названия.
Изобретателем всемирно известной нотной грамоты считается монах Гвидо Аретинский(Гвидо д’Ареццо), живший в (ок. 990 — ок. 1050) года нашей эры. Как и все прекрасное в те времена, нотная грамота зародилась близ Флоренции, небольшом городке в Тоскане — Ареццо.
Во Флоренции установлен памятник монаху.
Гвидо был учителем музыки и хорового церковного пения при разных храмах, он много путешествовал по Италии, встречался в Риме с Папой Иоанном XIX и много трудился над созданием музыкальной грамоты, которая стала бы общепринятой.
Однажды, стараясь придумать более легкий способ заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему сольмизации на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes
(В переводе с латинского: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн»)
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь).
Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Благодаря авторитету Гвидо латинская буквенная нотация утвердилась как общепринятая в западной Европе и сохраняется до наших дней.
Помимо всего прочего, Гвидо принадлежит и огромная заслуга в прогрессе письменной части нотной грамоты. Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время:
В последствии, Гвидо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кругом, а не квадратом, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 34
Но кто мне на вопрос ответит прямо?
Ведь начинают гаммы с ноты "до"
И ею же заканчивают гаммы.
Пляшут ноты врозь и с толком.
Ждут "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля" и "си", пока
Разбросает их по полкам
Чья-то дерзкая рука.
Известно музыкальной детворе, --
Я впасть в тенденциозность не рискую, --
Что занимает место нота "ре"
На целый такт и на одну восьмую.
Какую ты тональность не возьми
Неравенством от звуков так и пышет.
Одна и та же нота, скажем, "ми",
Звучит сильней, чем та же нота -- выше.
Выходит -- всё у нот, как у людей,
Но парадокс имеется, да вот он:
Бывает, нота "фа" звучит сильней,
Чем высокопоставленная нота.
Вдруг затесался где-нибудь бемоль,
И в тот же миг, как влез он беспардонно,
Внушавшая доверье нота "соль"
Себе же изменяет на полтона.
Сел композитор, жажду утоля,
И грубым знаком музыку прорезал.
И нежная, как барх...Ещё" Я изучил все ноты от и до,
Но кто мне на вопрос ответит прямо?
Ведь начинают гаммы с ноты "до"
И ею же заканчивают гаммы.
Пляшут ноты врозь и с толком.
Ждут "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля" и "си", пока
Разбросает их по полкам
Чья-то дерзкая рука.
Известно музыкальной детворе, --
Я впасть в тенденциозность не рискую, --
Что занимает место нота "ре"
На целый такт и на одну восьмую.
Какую ты тональность не возьми
Неравенством от звуков так и пышет.
Одна и та же нота, скажем, "ми",
Звучит сильней, чем та же нота -- выше.
Выходит -- всё у нот, как у людей,
Но парадокс имеется, да вот он:
Бывает, нота "фа" звучит сильней,
Чем высокопоставленная нота.
Вдруг затесался где-нибудь бемоль,
И в тот же миг, как влез он беспардонно,
Внушавшая доверье нота "соль"
Себе же изменяет на полтона.
Сел композитор, жажду утоля,
И грубым знаком музыку прорезал.
И нежная, как бархат, нота "ля"
Свой голос повышает до диеза.
И, наконец, -- Бетховена спроси, --
Без ноты "си" нет ни игры, ни пенья.
Возносится над всеми нота "си"
И с высоты взирает положенья.
Не стоит затевать о нотах спор,
Есть и у них тузы и секретарши.
Считается, что в си-бемоль минор
Звучат прекрасно траурные марши.
А кроме этих подневольных нот
Ещё бывают ноты-паразиты.
Кто их сыграет, кто их пропоёт?..
Но с нами -- Бог, а с ними -- композитор! "
*
Высоцкий Владимир Семёнович:
-На ноте "до" завыл Санкт-Петербург,
А это означало "До свиданья".