Иван Яковлевич Билибин родился в поселке Тарховка недалеко от Петербурга. Его отец, Яков Билибин, был главным врачом в военно-морском госпитале в Либаве (сегодня — Лиепая, Латвия). Мать, Варвара Билибина, получила хорошее образование, но после свадьбы занималась детьми: Иваном и младшим Александром.
Родители увлекались живописью. Билибин вспоминал: «Я рос в интеллигентной семье с либеральным оттенком. С великим интересом ожидалась всегда передвижная выставка; что-то она даст в этом году? <...> Конечно, я заражался этим ожиданием от взрослых. <...> Все имена художников были нам хорошо известны, как деревья своего собственного сада». Мать хорошо играла на фортепиано: в молодости училась у известного композитора Антона Рубинштейна. Иногда по вечерам Билибины устраивали небольшие семейные концерты. Из-за больной ноги будущий художник мало времени проводил на улице, не занимался спортом, но много читал и рисовал.
В 1888 году Иван Билибин стал учеником Первой Петербургской гимназии. Учился он хорошо: увлекался литературой и историей, но лучше всего оценки были по математике. За успехи в точных науках Билибина наградили серебряной медалью. Гимназистом особенно гордился дядя, Николай Билибин. Он был известным педагогом и автором учебников по алгебре и геометрии.
Все свободное время будущий художник посвящал рисованию: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда». Иван Билибин в основном изображал природу: ранние работы назывались «Домик в лесу», «Сосновый бор», «Пейзаж». В старших классах гимназии он захотел научиться разным техникам живописи и с 1895 года стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художеств. В то время там преподавал известный живописец Ян Ционглинский.
Иван Билибин вспоминал: «Это был прекрасный учитель… проповедовавший рыцарское преклонение перед Прекрасной Дамой — святым искусством. Все мы, те, кто у него учились, помним его пламенные афоризмы: «Кричите, свистите и рычите от восторга к искусству!» Или: «Помните, что художник не должен быть ни лакеем, ни обезьяной!»
В 1896 году Иван Билибин окончил гимназию. Его идею профессионально заниматься живописью и поступить в Академию художеств не одобрил отец. Яков Билибин считал, что так сын не сможет в будущем зарабатывать деньги и обеспечивать себя. Чтобы не портить отношения с семьей, Иван Билибин поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Но искусство не отошло на второй план. После лекций Иван Билибин писал сказки и сам же их иллюстрировал. Свои эскизы он показывал друзьям. В мемуарах «Жили-были» Ольга Яфа писала: «…Все гурьбой входили в гостиную, где наши гости принимались демонстрировать свои новые достижения: Иван Яковлевич показывал нам последние эскизы или читал новую сказку. В его сказках всегда говорилось о солнце, о весне, о светлых мечтах и о вдохновленных героях и все действующие лица носили необычайно красивые и фантастичные имена».
В мае 1898 года студент сдал экзамены за второй курс и уехал на лето в Мюнхен. Это была его первая самостоятельная поездка. Иван Билибин ходил в музеи смотреть на полотна Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рембрандта, увлекся творчеством Арнольда Бёклина и Франца фон Штука — мастеров фантазийных сюжетов. Все три месяца, проведенных в Германии, Билибин занимался в частной художественной студии Антона Ашбе. Он вспоминал: «Там я впервые хлебнул вольного духа заграничных мастерских, заразился штуко- и беклиноманией и, совершенно опьянев от новой жизни, уныло вернулся осенью в Питер».
Вдохновение Васнецовым: первые картины Билибина
Комментарии 15
По правилам грамматики так нельзя:
Откpывaя любyю сказку с иллюстрациями И.Я. Билибина (1876–1942), сразу oxватывает чувство ностальгии по детству.
Дееприч.оборот всегда относится к подлежащему.
Здесь - чувство (охватывает).
Но сказку-то открывает не чувство!
Надо изменить.
Напр.: Каждого, открывающего..., озватывает чувство...