Как сестра Наполеона пленила и разбила сердце Николо Паганини.
Об этой пылкой, но короткой истории любви практически ничего не известно. Великий скрипач оставил её в своём сердце. И лишь некоторые свидетельства очевидцев и близких друзей Николо Паганини рассказали о том, что значила Полина Боргезе в жизни известного музыканта. Она была сестрой Наполеона Бонапарта, женщиной яркой, ослепительной, пылкой, покорявшей сердца самых известных мужчин Европы, не оставившей равнодушным и сердце великого итальянца Николо Паганини.
⠀
Жизнерадостная Полина была любимицей Наполеона. И единственной из родственников, кто разделил с ним трагическую участь – Полина отправилась с братом в ссылку на Эльбу, а позже добивалась разрешения Английского правительства проживать с изгнанником на острове Святой Елены. Что было необычайно удивительно для всех, кто хоть немного знал французскую принцессу –– жертвенностью и преданностью Полина никогда не отличалась. Наоборот, её внимание, помыслы и желания всегда занимали только она сама и всяческие удовольствия и развлечения. Такая «слава» легкомысленной и аморальной в своём поведении женщины сопровождала Полину всю её жизнь - за глаза сестру Наполеона называли «коронованной куртизанкой».
Современники отмечали, что Полина действительно была красива, а фигура её - совершенна. И она не собиралась это скрывать: многие из мужчин смогли оценить прелести её тела, так как княгиня практически не отказывала своим поклонникам. А их у неё было очень много. Так много, что окружающие считали Полину Бонапарт самой аморальной женщиной страны. Один её современник так и говорил: «Она являла собой необыкновенное сочетание совершенной телесной красоты и невероятной моральной распущенности. Самое очаровательное создание, которое я когда-либо видел, она в то же время была сама легкомысленность»...
Полину с удовольствием изображали на своих полотнах лучшие европейские художники, и глядя на эти портреты, нельзя не согласиться с ещё одним прозвищем, данным ей при дворе - «Имперская Венера». А знаменитый итальянский скульптор Антонио Канова по просьбе Наполеона изваял Полину в мраморе.
При этом из всех его скульптур (а многие из них сегодня украшают Лувр, Эрмитаж и Ватикан), именно обнажённая Полина в образе Венеры принесла Канове наибольшее признание. И совершенно заслуженно – полулежащая Венера-Полина столь прекрасна, чувственна, игрива, что, безусловно, относится к мировым скульптурным шедеврам. Говорят, когда придворные дамы узнали, что Полина согласилась позировать скульптору обнажённой, были весьма шокированы, и одна из них спросила: как же она смогла такое вытерпеть? На что Полина, не задумываясь, ответила: «Было не холодно. В студии топилась печь».
⠀
Познав свою привлекательность в самом юном возрасте, девушка и не пыталась вести себя благопристойно. Она заводила романы, любила развлечения и не желала слышать об образовании, запрещая даже своим ухажёрам заводить с ней умные разговоры. Её совершенно не интересовали ни музыка, ни поэзия, ни история, ни живопись... Так продолжалось, пока её брат, наблюдая за праздной жизнью 16-летней сестры, не решил выдать её замуж. Бонапарт быстро нашёл подходящую партию, которой оказался один из его подчинённых, молодой и статный генерал Шарль Эммануил Леклерк. Потомок древнего рода, он был образован, воспитан и во всём прислушивался к Наполеону, к тому же, что немаловажно, обладал значительным состоянием.
⠀
Молодая пара обвенчалась летом 1797 года, а спустя год юная жена родила супругу сына, которому суждено было прожить всего четыре года. Вскоре после рождения этого ребёнка Наполеон отправил генерала Леклерка в Вест-Индию и настоял, чтобы его жена поехала с ним. Та, узнав об отъезде из Парижа — центра развлечений и роскоши, решительно отказалась сопровождать супруга. Тогда разгневанный Бонапарт повелел чуть ли не силой посадить сестру на носилки и отнести на корабль под конвоем. Так Полина вместе с мужем отплыла в отдалённую французскую колонию в Карибском море.
⠀
Прибыв в Вест-Индию, Полина нашла острова весьма привлекательными и решила не отказываться от привычной жизни. Она устраивала вечеринки, приёмы и, как истинная женщина, наряжалась в роскошные платья, совершенно неуместные для тех мест. Однако пробыть в Вест-Индии супругам пришлось недолго. Вскоре на островах началась эпидемия жёлтой лихорадки, от которой за несколько дней скончался и генерал Леклерк. В знак скорби молодая вдова обрезала свои роскошные волосы и, накрыв ими тело супруга, облачилась в чёрные одежды. А спустя несколько дней она возвращалась в Париж.
⠀
Полина на самом деле горевала по мужу, но женщина её темперамента просто не в состоянии долго предаваться печали. Ей было всего 22 года. Она блистала красотой и, что ещё важнее, была нужна брату в его далеко идущих политических планах. Полина во вдовьем одеянии не устраивала Наполеона, и он решил выдать её замуж за своего союзника-князя, таким образом упрочив положение империи.
⠀
Камилло Боргезе происходил из знатнейшего римского рода, а Наполеону очень надо было помириться с итальянскими княжествами и городами-государствами, недовольно ропщущими под властью Франции. Заполучить в зятья князя Боргезе казалось удачным шагом. И Полина не отказалась помочь брату, особенно когда узнала, что 28-летний князь очень красив и обладает огромным состоянием, лучшей коллекцией бриллиантов и роскошной виллой вблизи Рима. Так, в начале ноября 1803 года Полина стала княгиней Боргезе.
⠀
Однако план Бонапарта снова не дал результатов. Несмотря на благоприятное начало, брак Полины с отпрыском одного из знатнейших семейств Италии через пару лет начал трещать по швам. И дело было в том, что сестра Наполеона, став одной из самых богатых женщин Европы, больше не желала знать каких-либо запретов. К тому же её антипатия к мужу сменилась самой настоящей ненавистью: ведь именно он, не испытывая никаких чувств по отношению к её маленькому сыну, убедил Полину на какое-то время оставить мальчика во Франции. А потом случилось несчастье. Сын Полины, Дермид, заболел и вскоре умер. Боясь гнева супруги, Камилло утаил смерть ребёнка от жены, и как оказалось, неспроста. Когда Полина узнала о случившемся, она пришла в неописуемую ярость и готова была его убить.
После смерти Дермида ни о какой сердечности между четой Боргезе не могло быть и речи. К 1806 году Полина величала своего мужа не иначе как «Его Благостный Идиотизм». Когда Камилло отправлялся на войну с Пруссией, его супруга при свидетелях попросила брата устроить так, чтобы её муж «завершил свою никчемную жизнь, приняв славную смерть». В итоге отчаявшийся супруг предложил Полине жить отдельно. И та с удовольствием приняла столь заманчивое предложение князя, предварительно отвоевав для себя право жить в туринском дворце, внушительное ежемесячное пособие и открыто стала приводить в свой дом любовников.
⠀
То и дело Европа полнилась слухами об экстравагантных выходках французской принцессы — рассказывали о том, как она восседает на спинах фрейлин словно на стульях, и что на купанье в молоке её приносят на руках прислужники. На одном из портретов Полина пожелала быть изображённой в её любимом пеньюаре из полупрозрачной ткани; говорили, что в этом пеньюаре её часто видели при дворе. А ещё она заказала мастеру изготовить кубки в форме своей груди, и угощала мужчин, пришедших к ней в гости, вином из этих кубков. Её особняк был обустроен в модном тогда египетском стиле; там же помещалась и знаменитая статуя Кановы, на которой Полина представала в облике полуобнажённой Венеры.
⠀
Примерно в этот период она и повстречала известного музыканта Николо Паганини, фигуру магнетическую, странную и таинственную. Они познакомились в Турине, и ни столько своим музыкальным даром, сколько мистическим флёром вокруг своей личности, итальянский скрипач-виртуоз привлёк внимание ветреной красавицы.
⠀
Паганини был высоким, худым и нескладным. Бледное, жёлтое, словно вылепленное из воска лицо казалось нездоровым. Вся его внешность внушала страх, но особенно поражали тонкие, неестественные, паукообразные пальцы, которые казались настолько длинными, что дали повод говорить о проведённой на кистях скрипача сложнейшей операции, после которой он якобы мог виртуозно исполнять самые трудные музыкальные произведения.
Находились и те, кто считал, что феномен его неподражаемой игры на скрипке скрывался в редкой болезни, так называемом синдроме Марфана. Больные этим недугом люди отличаются особой внешностью: желтоватой кожей, глубоко посаженными глазами и очень длинными, худыми, «паучьими» пальцами. Были и те, кто полагал, что он продал душу дьяволу за свой поразительный музыкальный талант. Но, вероятнее всего, секрет великого музыканта скрывался в его феноменальном упорстве, трудолюбии и стремлении познать все возможности любимого инструмента.
⠀
Вокруг личности Паганини ходило множество слухов. Одни пугались его вида и раздражительного, вспыльчивого характера, стараясь близко не подходить к странному музыканту. Других облик скрипача завораживал и заставлял молиться на него, словно на что-то божественное.
Любили его и женщины. Среди его любовниц были Элиза Бачокки, певица Антония Бьянки, ставшая ему впоследствии женой, баронесса Елена Добенек, англичанка Карлотта Уотсон... Но только Полина Боргезе, его любимая Паолетта, стала для Паганини настоящей музой, которой великий музыкант посвятил несколько лучших своих произведений.
⠀
Два разных полюса — глубокий Паганини и легкомысленная Полина — составили безупречный любовный альянс. Некоторое время после знакомства они были неразлучны, их часто видели вместе, но на расспросы друзей Николо всегда отмалчивался, не посвящая даже близких в подробности отношений со своей Паолеттой. Часто музыканта видели идущим на виллу княгини с букетом красных роз. Она обожала эти цветы и чтобы всегда быть в их окружении, развела в своём доме целый розарий - коллекцию красных дамасских роз.
⠀
Всего две недели Паганини наслаждался обществом своей музы: он проникся к ней всей своей душой, чего ждать в ответ от Полины Боргезе было невозможно. Вскоре ветреная княгиня променяла известного скрипача на его собственного друга — придворного поэта и композитора Феличио Бланджини, которого княгиня пригласила дирижёром в свой личный оркестр. Вот только всем было известно, что никакого оркестра у мадам Боргезе не было. Бланджини, не сумев устоять перед чарами хитрой обольстительницы, забыл про друга и утонул в объятиях пылкой княгини.
Разочарованный Паганини вернулся в Тоскану и вскоре узнал, что его любимая Паолетта, бросив дирижёра так же внезапно, как и его самого, завела очередной роман с молодым художником. Дошли до него и слухи о том, что княгиня заболела: всё больше времени она проводила в своей постели, а если и вставала, то приказывала, чтобы её носили на руках. После рождения сына Полину постоянно мучили боли в области таза, которые теперь усилились. Некоторые её биографы считают, что причиной этих болей мог послужить сальпингит, воспаление маточной трубы. Вследствие этого ходить Полине и впрямь было больно. Впрочем, сальпингит мог возникнуть и из-за беспорядочной половой жизни, неизбежно приводящей к заражению венерическими заболеваниями. Такого мнения придерживались и её придворные доктора, объясняя причину её недуга «чрезмерными страстными идиллиями», и советовали княгине прекратить отношения с мужчинами. Но та, лишь усмехаясь предписаниям лекарей, не спешила следовать их советам, и как только ей полегчало, уехала в Париж с очередным ухажёром.
⠀
По возвращению в Турин, туда, где её так любили и боготворили местные жители, Полина Боргезе продолжала устраивать пышные празднества с балами и фейерверками. «Дамасская роза», как называли её, по-прежнему блистала в своих великолепных нарядах и драгоценностях, которые теперь скрывали её некогда роскошные формы. Тело божественной Полины утрачивало свою молодость. Она так страдала от этого, что придумывала всевозможные хитрости, чтобы скрывать несовершенства и морщины. Княгиня всё чаще появлялась в закрытых платьях, а её шею украшали сорок нитей белоснежного жемчуга. Теперь она не соглашалась находиться в одной комнате с женщинами, которые могли бы соперничать с ней красотой. А вскоре, после известия о смерти горячо любимого брата, свет для неё и вовсе померк. Из-за переживаний княгиня похудела, и здоровье её продолжало ухудшаться.
⠀
Несмотря на все её недостатки, у Полины была одна очевидная добродетель – верность брату. Когда фортуна повернулась к Наполеону спиной, его сестра была единственной, кто не покинул его в беде. На Эльбе княгиня провела со своим любимым братом целых четыре месяца. Никто не ожидал от неё, избалованной негой и роскошью дворцов и постоянным вниманием мужчин, столь решительного и смелого поступка. Она отдала Бонапарту все свои драгоценности, чем очень возмущался её муж, и вернулась в Париж только по настоянию брата – её здоровье было окончательно подорвано мрачным, сырым климатом Эльбы... Теперь же, когда княгиня осталась совершенно одна, мучимая страшной болезнью, она вдруг вспомнила о своём муже и в последние дни своей жизни умоляла его приехать к ней и простить её.
⠀
Княгиня умерла от рака в июне 1825 года в возрасте 44 лет. Говорили, что она так и скончалась - с зеркалом в руке. Перед смертью она просила похоронить её в закрытом гробу, чтобы никто не увидел её постаревшего и бледного лица. Полина Боргезе мечтала запомниться миру молодой. Её волю исполнили и рядом с гробом поставили великолепную статую, для которой много лет назад ослепительная княгиня позировала скульптору.
⠀
О кончине любимой Паолетты Николо Паганини узнал через несколько дней. Печальную новость ему сообщил тот самый бывший друг и соперник — Феличио Бланджини. Описывая последние дни жизни Полины, Бланджини писал: «Вспоминала ли княгиня тебя, Николо? Думаю, что нет… На бывших любовников она всегда смотрела снисходительно, будто бы сквозь пальцы... Только однажды она заговорила о тебе. Когда она спросила, не мог бы я и для неё написать партию, а она попробовала бы спеть, я стал вежливо отнекиваться, всячески уклоняясь, и вот тогда она и сказала: «Да, конечно, я не гожусь в певицы! Я только - едва слышная нота, а точнее, оборванная струна для скрипки. Вы слышали, Марио-Феличе (она называла меня так) Маэстро Паганини играл концерт на одной струне? Так вот я такая - «одна струна»... Не знаю, была ли она струной, наша Паолетта, но вот дамасской красною розой – точно была... Нет, Николо, я никак не могу поверить в её Небытие. Ведь розы так медлят умирать!…»
⠀
Для великого скрипача это были мрачные дни, полные воспоминаний и слёз. И только родившийся вскоре сын смог вернуть музыканта к жизни. Паганини продолжал ездить по миру, давать концерты и получать баснословные гонорары. Он стал самым богатым музыкантом своего времени. Прославленный итальянец приобрёл огромное графское поместье и собрал коллекцию редчайших музыкальных инструментов. Однако постоянные гастроли и частые выступления подорвали и без того хрупкое здоровье музыканта. К началу 1840 года он уже не мог разговаривать и общался с родными лишь с помощью записок.
⠀
Незадолго до смерти великий Паганини, измученный лихорадкой и кашлем, решительно потребовал бумагу и перо. Неужели наступило время для письменной исповеди, которой вот уже несколько дней тщетно добивался приходский священник? Но дрожащее перо выводило на бумаге не исповедь. «Красные розы… красные розы… Они тёмно-красные и кажутся дамасскими…» – только и успел начертать музыкант, погружаясь в забытье.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев