Балет «Сильфида» Жана Мадлена Шнейцхоффера стал первым и впоследствии одним из самых знаковых спектаклей, в котором во всей его полноте воплотился дух романтизма. К 30-м годам XIX века романтические настроения властвовали в искусстве и в умах творцов уже не одно десятилетие, но как это всегда бывает, новые идейно-художественные направления приходят в музыку и танец чуть позже, чем в ту же литературу или изобразительное искусство. Поэтому-то первый романтический балет появился относительно поздно и стал неким осмыслением превалирующей художественной мысли своего времени. «Сильфида» — балет главного женского образа. Этот образ эфемерного существа из другого мира блистательно воплотила Мария Тальони, но создала его вся творческая команда, которая работала над спектаклем: автор либретто, выдающийся тенор и актер Адольф Нурри, хореограф и постановщик Филиппо Тальони, художник-декоратор Пьер Сисери и художник по костюмам Эжен Лами. Да, к большому нашему счастью, история сохранила не только имя танцовщицы, подарившей балету юбку-пачку, но и имя художника, эту пачку нарисовавшего. Сегодня мы назвали бы господина Лами дизайнером-модельером, но в те времена такого понятия еще не существовало. Эжен Лами был художником, преимущественно пишущим на исторические сюжеты; в наши дни его картины украшают многие коллекции и собрания изобразительного искусства. Для «Сильфиды» Лами придумал совершенный в своей простоте сценический костюм — белоснежное платье из легкого, воздушного муслина с многослойными юбками в форме колокольчика. Длина же платья для своего времени оказалась революционным, сенсационным решением — легкие юбки практически полностью обнажали икры танцовщицы, что позволяло во всей красе демонстрировать виртуозную работу стоп. Костюмы кордебалета сильфид повторяли силуэт и линии костюма солистки, и во втором акте сцена превращалась в удивительный белоснежный мир, где парила легкая, как облачко, Мария в окружении своих подруг, детей воздуха. Именно в этот день, 12 марта, родился феномен так называемого «белого балета» и образа балерины, излучающий белоснежную чистоту и строгую прелесть. Именно этот образ был, и до сих пор остается, основополагающим в балетном искусстве, поэтому не так уж и важно, надевали ли балерины пачки до этого момента, если символом классического хореографического искусства их сделали именно Тальони и ее Сильфида.
Комментарии 2