Бренна доработал далекий от совершенства эскизный проект Павла (впрочем, некоторые исследователи считают, что это был проект Баженова, а Бренна лишь руководил строительством), сохранив основной замысел, и продумал художественное оформление помещений. С помощью Карла Росси и Федора Свиньина, определенных к нему в помощники, подготовил двадцать больших чертежей и передал их государю на утверждение. с обращением: «Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства…». Павел внес «некоторые изменения», главное из которых касалось внутреннего двора здания — из прямоугольного тот превратился в восьмигранный. Это должно было напоминать всем, что государь является гроссмейстером Мальтийского ордена, крест которого имеет восьмиугольную форму.
Таким образом, Михайловский замок стал единственной постройкой светского характера, получившей своё название не по имени владельца, по названию территории или предназначения, а в честь сакрального посвящения Архангелу Михаилу.
Строительные работы «под смотрением» Бренны шли с большой поспешностью. Несколько тысяч мастеровых не знали отдыха ни днем ни ночью. С наступлением темноты вокруг замка разводили костры и зажигали факелы. Вопреки здравому смыслу начали возводить фундамент глубокой осенью, а кладку стен — зимой! При этом все прочие проекты в Петербурге были заморожены, а материалы с них — кирпич, декоративный камень, колонны, черепица — свозились к Михайловскому замку. Император приостановил даже возведение Исаакиевского собора, с площадки которого забрали весь облицовочный мрамор. Со стройки Исаакиевского собора привезли мрамор и фриз с надписью, который был помещён над главными воротами. «Паульхен, к чему такая спешка?» — недоумевала супруга. Но Павлу не терпелось укрыться за надежными стенами нового замка. Всего за четыре года средневековая фантазия императора воплотилась в жизнь.
В качестве строительных материалов Павел приказал использовать все, что осталось от незавершенных строительных работ, которые велись по приказу Екатерины.
Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет.К февралю 1798 года стены замка подвели под крышу, приступили к его наружной и внутренней отделке, закупке предметов интерьера.
Одновременно велось оформление парадной площади, строительство манежа и конюшен, облицовка каналов, которые окружали замок. Дворец находился на острове и казался Павлу неприступной крепостью. Подъехать к нему со стороны Невского проспекта, согласно плану, можно было через ворота, украшенные военными трофеями, дальше дорога шла вдоль конюшен с аллеями деревьев и выходила на площадь, въезд на которую отмечали два симметрично стоящих павильона. В центре парадной площади установили памятник Петру I.
Величественная громада Михайловского замка возвышалась на острове, с севера и востока ограниченном водами Мойки и Фонтанки, а с запада и юга — двумя специально прорытыми каналами, выполняющими функцию крепостных рвов. Холодное мартовское солнце золотило портик главного фасада, торжественный строй его колонн, пышно украшенный скульптурами фронтон и затейливый вензель императора.
Освящение Михайловского замка состоялось 8 ноября 1800 года в день св. архангела Михаила. Под гром пушек мимо выстроенных в почетном карауле войск в новый замок проследовали Павел с сыновьями, а императрица с дочерьми въехали туда в каретах. В тот же день в замке состоялся праздничный обед, потом устроили большой бал-маскарад, во время которого гости могли осмотреть дворец. Все убедились в том, что дворец был оформлен с большим вкусом, изяществом и роскошью.
Комментарии 1