«Зефир» и «Эльза». Как сын кузнеца и дочь рабочего стали легендами разведки
После войны, пройдя долгий курс обучения, супруги Мукасеи стали нелегалами. «Зефир» руководил группами людей, трудившихся на советские спецслужбы в нескольких странах Европы.
Их легенда была тяжелейшей. Давайте представим её такой: всех близких «Зефира» во время войны фашисты уничтожили в маленьком - допустим, польском или западнобелорусском - местечке. Чудом выжил он один. И выехал вместе с женой в другую страну, чтобы забыть ужасы гетто и начать всё сначала.
Часть этой истории была правдой. Немцы убили больше 30 родственников Мукасея, в том числе и его родителей. Однажды чиновник из благополучной страны их нового постоянного проживания услышал рассказ «Зефира» и не выдержал, разрыдался.
В шаге от провала
Однажды, выйдя из своего дома, они увидели снующие туда-сюда машины с антеннами-пеленгаторами. «Эльза» быстро поняла, что случилось. Связь с Центром в тот день продолжалась дольше обычного. Наверное, рацию засекли. Домой они вернулись поздно вечером, когда суета в их районе улеглась. А наутро из газет узнали, что обыск произвели в здании поблизости, а им повезло, потому что их жилище находилось совсем рядом с государственной радиостанцией, которая работала и во время сеанса с Москвой.
Или другой случай. К ним уже в другой дом в другой стране приехал умелец из московского Центра. Золотыми своими руками он оборудовал в доме местечко, где нелегалы прятали всё необходимое. И вдруг к Мукасеям нагрянули нежданные гости, чего на Западе с его строгими правилами почти не бывает. Присутствие незнакомого человека в доме хозяевам было никак не объяснить. Но «золотые руки» всё быстро понял и мигом спрятался в только-только оборудованном тайнике. Просидел там скрючившись несколько часов, пока «Зефир» и «Эльза» развлекали гостей.
Случаются в жизни разведчиков-нелегалов ситуации, просчитать которые заранее невозможно и которые грозят резидентам провалом. В одной стране «Зефир» вдруг столкнулся с сыном преподавательницы, учившей его с Лизой английскому в Лос-Анджелесе. Майкл, в этом государстве живущий совсем под иной легендой, паренька узнал, но не ответил на его приветствия, проскочил мимо. А когда знакомец догнал и обратился с пламенной речью, спокойно ответил: «I don't know You».
Как они жили? Эти люди, сделавшие сами себя, жизнь вели респектабельную, от денег Центра практически не зависели, проявляя способности ещё и в бизнесе. Коммерсант «Зефир» свободно говорил на нескольких иностранных языках - к примеру, на немецком. Но допускал при этом некоторые неточности, чтобы на все 100 соответствовать легенде. У них вообще всё было продумано до мельчайших деталей. Маленьких сына и дочку они оставили на родине. Но если бы врачи спросили, попади Елизавета-«Эльза» в больницу: «Ведь рожала. А дети где?», то ответ был подготовлен. В принятый в той стране День скорби ходили они с мужем на кладбище, где примостилась могилка с соответствующими надписями - там лежали их «дети».
Вообще Елизавета Ивановна не любила вспоминать о десятилетиях, прожитых в «особых условиях». Она, подполковник Мукасей, до последних лет не позволяла себе выговориться. Упоминала с благодарностью лишь эпизоды, когда её (непонятно как) вывозили на пару недель домой в Москву к детям Эллеи Анатолию (он стал знаменитым оператором. В паре со своей женой, режиссёром Светланой Дружининой, работал над «Гардемаринами» и многими другими фильмами).
Нет комментариев