13.04
Тема: Певческое дыхание. Совершенствование навыков «цепного» дыхания.
Используемый на занятии музыкальный материал:
1. Сведения о типах певческого дыхания, технике исполнения и области применения приёма "цепного дыхания".
2. Вокально-хоровые упражнения, гамма C-dur , канон " Солнышко вставало", скороговорки, отрывок из стихотворения Н.Некрасова "Однажды в студёную зимнюю пору", стихотворение З.В.Совковой "Скакалка".
3. Песня "Нам этот город стал судьбой", слова и музыка Ларисы Сёминой
Теоретический материал:
Основные типы певческого дыхания.
Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха. Они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым надо сознательно управлять. Фундаментом вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука.
Ребята, скажите, как мы дышим в жизни, чем отличается певческое дыхание от обычного, повседневного? (автоматически, мы не замечаем как делаем вдох и выдох. А в пении дыхание более активное, на опоре - работает диафрагма. Важно правильно стоять, держать корпус и голову. При вдохе плечи остаются на месте.)
Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического.
Выдох, во время которого происходит пение, значительно удлиняется, а вдох укорачивается! Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в управляемый, волевой! Работа дыхательных мышц становится более интенсивной. Основная задача - формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения.
В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:
ключичный, или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи; такое дыхание для пения неприемлемо;
грудной - внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки; диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается;
брюшной, или диафрагматический, - дыхание осуществляется за счёт активных сокращений диафрагмы и мышц живота;
смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.
В вокальной практике наиболее целесообразным я считаю смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину. При работе с группой после вдоха я рекомендую певцам сделать мгновенную задержку дыхания. Это необходимо для точности интонирования звука в момент его атаки. Чем подвижнее темп исполняемого произведения, тем быстрее должна быть скорость вдоха и короче задержка дыхания.
Практическое занятие.
1) Выполнение дыхательных упражнений:
«Задуваем свечу».
«Считалочка». Приложите язык к верхним зубам и сделайте глубокий вдох. Выдыхая, не отрывая языка, старайтесь громко произнести «раз-два-три-четыре».
«Долгий выдох». Суть этого упражнения для развития дыхания — постепенно увеличивать время выдоха за счет глубины вдоха. Со временем выдох будет длиться не меньше минуты.
«Мычание». Глубоко вдохните ртом воздух, а на выдохе (через нос) промычите букву «М»
2) Вокально-хоровая работа:
Муз. Блантера, сл. М. Исаковского. «Катюша» (ансамбль)
«Весна Победы» автор Елена Плотникова
«Родина» С. Трофимов, В.Черенцова (дуэт )
Урок вокала. Распевки. Упражнения на дыхание https://cloud.mail.ru/public/akSG/3AwNPnESW 14.04
Тема: Цезуры, совершенствование навыков «цепного» дыхания.
Понятие "цепное дыхание".
Как брать вдох?
Дышать все время носом неудобно, особенно в произведениях быстрых. Ртом – тоже неудобно – осушается задняя стенка глотки, начинает першить. Обычно комбинируют эти приемы. Иногда носом, иногда ртом. Но вдох должен быть абсолютно бесшумным.
На более долгую фразу нужно брать более глубокое дыхание. Следите, чтобы плечи не поднимались, а передняя стенка живота шла вперед, наружу. Дыхание берется по фразам, в конце предложения. Если в нотах помечено знаком «цезура» (птичка) - берется глубокое дыхание, а если знаком «запятая» (,) - короткое дыхание.
Выдох
Выдох должен быть:
1 – максимально долгим
2 – ровным, плавным, без толчков
Цепное дыхание
В ансамбле, хоре каждый коллектив должен владеть цепным дыханием. Что же такое — цепное дыхание?
Это взятие вдоха не одновременно всеми, а поочередно. Существует правило пения на цепном дыхании.
Правило заключается в следующем:
— дыхание берется посреди фразы; на долгих, выдержанных звуках.
— после взятия дыхания, вдоха нужно включиться в ту же звучность, на которой поет хор или ансамбль
Практическое занятие. Рекомендации к выполнению:
Для тренировки долгого, ровного выдоха можно тренироваться на любом стихотворении, постепенно укрупнять фразы, и дыхание брать между фразами. Например:
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз.
Мы можем для начала читать так:
Однажды в студеную / зимнюю пору / я из лесу вышел, / был сильный / мороз.
Далее укрупняем фразы:
Однажды в студеную зимнюю пору / я из лесу вышел, / был сильный мороз.
А затем читает более крупными фразами:
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, / был сильный мороз.
И в конце прочтем на одном дыхании:
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз /
1) проговаривание по фразам на одном дыхании: отрывок из стихотворения Н.Некрасова "Однажды в студёную зимнюю пору»
2)«Мычание». Глубоко вдохните ртом воздух, а на выдохе (через нос) промычите букву «М»
Вокально-хоровая работа:
Муз. Блантера, сл. М. Исаковского. «Катюша» (ансамбль)
«Весна Победы» автор Елена Плотникова
«Родина» С. Трофимов, В.Черенцова (дуэт )
15.04
Тема: Работа над звуковедением. Атака звука.
Теоретический материал.
Начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:
1.Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку, так называемую «каркающую», с сильным жестким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой, щели. Эта атака вредна для голосовых мышц, потому совершенно непригодна для голосообразования.
2.Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок, какое наблюдается при твердой атаке, нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают.
3.Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание).
Практическое занятие:
Работа над мягкой атакой звука.
Упражнения:
1. Сказать очень «остренько» в корни верхних зубов: а,а,а,а или у,у,у,у. Говорить на удобной ноте. Должно возникнуть ощущение, будто вы укалываете этот звук иголочкой.
2. Сказать в «высокий купол», «уколоть» в зубы: да, да, да или ду, ду, ду, чтобы ощутить этот купол надо вспомнить про «аромат цветка», «горячую картошку» (эти упражнения встречались раньше). Рот очень объемный, красивый. Следить, чтобы звук не падал из высокой позиции. Горло широкое, низкое.
3. Имитировать голос кукушки. Говорить «ку-ку» на довольно высокой ноте, певуче. Ощущения как в предыдущих упражнениях.
Вокально-хоровая работа:
Муз. Блантера, сл. М. Исаковского. «Катюша» (ансамбль)
«Весна Победы» автор Елена Плотникова
«Родина» С. Трофимов, В.Черенцова (дуэт)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев