Мария Петровна Терейковская(Младшая сестра Надежды Петровны Ламановой) - Вере Игнатьевне Мухиной
"Милая, дорогая, теперь вы уже, конечно, получили мою телеграмму о кончине Надюши, так что пишу всё, как было.Каково мне - не буду говорить, вы сами чувствуете.
В субботу 11-ого октября я была у вас. Одиннадцатого мы с Надюшей на даче у Вас целый день были, и ночевать пошли к Наде, т.к. Нина Игоревна уехала, и одна не хотела ночевать в доме. Ночью пришлось вставать из-за тревоги. Надюше стало в саду дурно, но Верочка с Надей скрыли от меня по просьбе Надюши, т.к. в понедельник утром ей надо было ехать в театр, а она боялась, что я запротестую. Приехала бодро, но всё время бегала она к телефону: Галина Валерьяновна звонила, что, кажется, тоже эвакуируется и вопрос относительно Надюши выясняется. Иван Яковлевич отвечал, что ничего ещё неизвестно и вопрос эвакуации будет решаться на заседании вечером.
Утром мы поехали в театр, а со двора выезжали последние грузовики с актёрами и багажом! Главное, уже уехали точно. Надюша осталась не нужна. Я её ободрила, говоря, что вот и хорошо – мне, по крайней мере, спокойно, переживём это время на даче. Как раз эту ночь с вторника на среду было неспокойно и мы спускались с ней в убежище и ей трудно было подниматься.
В среду 15-ого утром пошла в театр за деньгами. Она внешне была бодра и спокойна. С Надеждой Ивановной простилась и пошла с ней на Дмитровское метро, чтобы уехать на дачу.
Спускаемся вниз по Дмитровке. И как раз против амбулатории Большого театра она просит у меня нашатырь, я даю пузырёк, а она поднесла его, понюхала и упала мне в ноги. Я старалась поднять, повернула на спину, зову её, а она уже не отвечает.
Сейчас же принесли носилки, внесли в амбулаторию, она лежала, будто спит. Я просила скорее гравидан впрыснуть (был со мной), но мне доктор сказал, что всё будет сделано, что надо. Но, по-моему, камфару, которую они впрыснули, было уже поздно. Если бы она не сразу умерла - она отозвалась бы на мой зов и слёзы. Я вызвала Саню с Й___ (неразборчиво) и Володей, Галину, в театр побежала за Иван Яковлевичем. Он дал Купера, который очень уважал Надюшу, он взял на себя от (театра) все обязанности.
Так как не было постановления лечащего врача - для удостоверения причины смерти в карете скорой помощи отвезли к Склифосовскому. На другой день было вскрытие и можно было взять тело.
В этот же день 16-го не было никаких способов передвижения. Ни театр, ни бюро ничего не могли. С большим трудом 17-го утром в театре дали грузовик, мы поехали за гробом, поехали в Склифосовском взяли тело и оттуда прямо в крематорий, где пришлось часом раньше кремировать, т.к. кругом была пальба.
Играл орган и она лежала спокойна, как будто спала. Урну мы третьего дня привезли к Соне (я всё время у неё). Перед образком с лампадкой она ночью с нами простояла, а вчера утром мы отпели её по-гречески. Рядом с Андрей Павловичем на Ваганьковском кладбище. Лидия Ивановна простилась с ней утром вчера в 8 часов, и в 10 Соня, Надюша, Володя, его жена Вика, с Наташей, Серафима Георгиевна, Люба и я отвели её. Ещё была Фаня и Муся.
Ариадна, Галина эвакуировались. На дачу проезд ограждён (?) из-за —--. Никто тут не бывает. Я просила повидаться со мной Ахметьева (посыл он к нему), обещал заехать, но до сих пор не был.
Завтра воскресение, поеду к нему и к Анне Андреевне. Всё это время и днём и вечером и ночью проводим время между квартирой и убежищем. Спим мало, едим тоже. Из Сберкассы по Надюшиной книжке ничего получить не могу: все документы, где числилось, кто по ея смерти наследует эти деньги, отосланы в Куйбышев. Мне говорят: получите после войны. Из театра по ея книжке кассы Найм помощи тоже нельзя: документы эвакуированы. Но эти все материальные вопросы имеют значение, если мы будем живы.
Да, не думала, что мы с Надюшей так расстанемся. Я молила бога, чтобы нам с ней пережить вместе это тяжёлое время или уже вместе умереть. Очень, очень мне тяжело. Надя и Соня меня покоят и стараются скрасить моё одиночество. Поехать не еду - боюсь быть лишним балластом. Если всё сохранится, то у меня осталось у Исаковых - как-нибудь выкрутимся в будущем, а теперь можно на рынке продавать только одно (носильное, остальное барахло). Все почти безработные. Надюша было устроилась тут к оперетте, но потом её переманили певицы по... (неразборчиво). Володя там же в оркестре играет, но они на марках. Спектакли днём, иногда прерываются.
Галина Валериановна приехала тогда, когда Надюша такая спокойная, хорошая лежала в амбулатории театра и сказала: "Умница какая, умно жила, умно и умерла". Может она и права, сейчас жить и страшно и сложно. Оба вечера перед смертью Надюша провела с друзьями. Один раз все свои, были и Фаня с Мусей, а последний вечер с 14 на 15 сидела у нас. Мария Ивановна и Надюша была в очень хорошем настроении, говорили о вас, и она всё надеялась, что рассталась с Вами ненадолго.
Милая Вера Игнатьевна, я не могу писать без слёз и не представляю для чего же мне больше жить. Крепко-крепко вас всех целуем и очень любим.
Ваша МП.
Любе вашей говорила. У вас всё благополучно в доме. Анна Андреевна и Надя в Москве, а Липа уехала".
***
Вера Игнатьевна Мухина - Марии Петровне Терейковской(Младшая сестра Надежды Петровны Ламановой)
6 декабря 1941 года
Моя милая, дорогая Мария Петровна, Ваша телеграмма была для меня ударом, я просто не могла опомниться 2 дня.
Смерть Надежды Петровны, моего лучшего друга, я смело могу сказать, была для меня ужасна. Надежда Петровна была светлый человек, а их так немного.
Меня всегда поражала ее огромная выдержка, неисчерпаемое свежее творчество в 80 лет, то, что она, потеряв все свое состояние с революцией, приняла ее, сохранила светлое отношение к людям. Она была из породы Станиславских, Собиновых, Ермоловых, она была из плеяды светлых гуманистов, последней четверти века. Как мне больно, что я ее больше не увижу...
Фото Н. П. Ламановой и её портрет работы Валентина Серова.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев