Александр Бенуа (1870-1960).Эскизы костюмов к «Петрушке» - кучер суда и няня. Карандаш тушь, акварель и гуашь на бумаге. 22,2 х 17,5 см
Современники безошибочно угадывали в персонажах «Петрушки» реальных участников «Русских сезонов». Образ Фокусника напрямую ассоциировали с Сергеевым Дягилевым, который распоряжался своими артистами, как кукольник управляет марионетками. Нижинского сравнивали с Петрушкой, видя в нем артиста, силой своего искусства поднявшегося над толпой.
Александр Бенуа (1870-1960). Эскиз костюма Нижинского в «Петрушке». Карандаш, тушь, гуашь на бумаге. 32 х 26,8 см
Петрушка – персонаж русского кукольного театра, у которого есть «старшие братья» в других культурах: Пульчинелла в Италии, Полишинель во Франции, Карагез в Турции, Панча в Англии, Гансвурст в Германии.Роль Петрушки стала ключевой в жизни и творчестве таких танцовщиков, как В. Нижинский, В. Васильев, М. Цивин, С. Вихарев, Р. Нуреев и других.
Александр Бенуа (1870-1960) Эскиз костюма к «Петрушке» - Мужчина с гармошкой. Карандаш тушь, акварель и гуашь на бумаге. 22,5 х 14,6
Эскиз костюма Т. П. Карсавиной для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в театре Шатле. Париж. 1911. Картон, акварель, белила, бронза, серебро, графит. 28 х 20,5
Михаил Фокин считал лучшей исполнительницей куклы Балерины Тамару Карсавину. Она, в свою очередь, очень любила эту роль и танцевала ее вплоть до завершения балетной карьеры.
Эскиз костюма для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в театре Шатле. Париж. 1911. Бумага, графит, акварель. 34,2 х 26
Эскиз декорации 2-й картины для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в театре Шатле. Париж. 1911. Бумаг, гуашь, тушь, графит. 21 х 35
Эскиз декорации 3-й картины для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" в Государственном академическом театре оперы и балета (бывш. Мариинcкий театр). Петроград, 1920. Бумага, акварель, гуашь, графит. 29,7 х 44,9
Александр Бенуа (1870-1960). Эскиз костюма к «Петрушке» - Маг. Карандаш, тушь и акварель на бумаге. 24,8 х 17,1 см
Александр Бенуа (1870-1960).Эскиз декорации к «Петрушке» - сцена III, комната мавра. Карандаш, тушь, гуашь, повышенная золотом, на бумаге. 24 х 32,5 см
Александр Бенуа (1870-1960). Эскизы костюмов к «Петрушке» - элегантная дама и её сын. Тушь карандаш и акварель на бумаге. 22,9 х 16,5
Александр Бенуа (1870-1960). Эскиз костюма к «Петрушке» - Первый шарманщик. Тушь карандаш и акварель на бумаге. 21,6 х 14,3 см
Александр Бенуа (1870-1960). Эскиз костюма к «Петрушке» - главный барабанщик гвардии Павловского полка с четырьмя детьми. Тушь карандаш и акварель гуашь на бумаге. 22,5 х 15,9 см
Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен. Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.
#
#стравинский #бенуа #петрушка #балет
#балет #бенуа #стравинйский #ТеатральноеИскусство
Комментарии 1