Церемония венчания на царство завершалась торжественным пиром, который по обычаю проходил в кремлевской Грановитой палате, сооруженной в конце XV века при Иване III по проекту итальянских зодчих Марко Фрязина и Пьетро Антонио Солари. На втором этаже здания был устроен парадный зал, величественный и самый большой на Руси в те времена. Перед торжествами палату особенно нарядно украшали. На пол стелили дорогие восточные ковры, лавки покрывали цветными суконными полавочниками, на столах в изобилии выставляли драгоценную посуду.Главным украшением палаты были поставцы, или буфеты, один из которых, так называемый «государев», сооружался вокруг центральной колонны. Назначение его было показать богатство царской сокровищницы. Полки поставца заполнялись разнообразными сосудами – блюдами, кувшинами, кружками, кубками самых диковинных форм и размеров, выполненными из золота, серебра, хрусталя, яшмы и сердолика, перламутра и кости, из яиц страуса и кокосовых орехов. Среди них были предметы русской работы, а также изделия западноевропейских и восточных мастеров, поднесенные русским государям иноземными послами. Огромное количество драгоценной посуды во время пира и на царском поставце, и на столе приводило в изумление иностранцев. Итальянец Рафаэль Барберини, оказавшийся в Москве в 1565 году с торговой миссией, пишет: «..по самой средине залы стоял буфет со множеством разной посуды, как то: больших серебряных вызолоченных и без позолоты чаш и чашечек, больших тазов весьма странного вида, больших и тяжелых кубков для питья, из которых одни были плоскодонные и глубокие, другие на ножках, а между ними множество и таких чаш, какие у нас в употреблении».«В Московском дворце государя так много серебра и золота, что почти невозможно сосчитать всех сосудов» - вспоминает посол императора Максимилиана Ганс Кобенцель.«Посередине палаты помещалась огромная стойка, на которой достигая значительной высоты, была расставлена чудная, огромных размеров посуда, весьма хитро сделанная в форме всякого рода зверей, рыб и птиц, не говоря о множестве столовой посуды обыкновенного вида», - пишет участник английского посольства 1604-1605 годов Джордж Уилкинс.В Грановитой палате царский стол с троном, к которому вело несколько ступеней, обитых бархатом, ставили на небольшом возвышении под иконами в драгоценных окладах в переднем углу. Сидевший на троне государь был в парадных одеждах – сияющем самоцветами венце, драгоценном облачении с бармами, наперсным крестом и золотой цепью. По сторонам трона стояли рынды – юноши в богатых одеждах, держа на плечах топоры.Пиршественный стол поражал присутствующих великим изобилием разнообразных яств и питья. Излюбленные на Руси меды пили из драгоценных ковшей, которые относились к ярким образцам русской национальной посуды. Их варили по разнообразным рецептам, которых насчитывалось не один десяток, настаивали на фруктах и ягодах, поэтому они различались не только по вкусу, но и по цвету. В серебряных кувшинах приносили на стол известную на Руси с древности водку – «государево винцо», как ее тогда называли, и разливали в миниатюрные сосуды – чарки. Среди горячих кушаний самыми популярными за царским столом были жареные лебеди, которых выносили на огромных, серебряных, густо вызолоченных блюдах. Количество подаваемых блюд доходило иногда до пятисот и всегда намного превосходило число гостей, как бы много их ни было за столом.Царский пир, «зело честный и великий», демонстрируя в полной мере гостеприимство и хлебосольство государя, способствовал формированию представлений о нем как о добром, домовитом хозяине.
#гим
Нет комментариев