Есть разные подходы к созданию героя, алгоритмы, как сделать персонажа интересным для читателя. Александр Молчанов писал в своем «Букваре сценариста», что у героя должны быть: тайна, недостаток, сокровище и цель. И если эти качества у героя есть — нам хочется быть на него похожими и — это хороший герой для фильма.
Или, к примеру, Джеймс Н. Фрай в книге «Как написать гениальный детектив» указывает, что герой детектива должен обладать следующими качествами: храбростью, профессионализмом, особым талантом, изобретательностью и умом; а кроме того, у него должна быть рана, он должен быть вне закона и совершать самоотверженные поступки.
Можно вспомнить и другие списки такого рода.
Однако во всех них есть ключевой порок: они нацелены на формализацию качеств главного героя произведения и они негибкие. При взгляде на такое перечисление хочется воскликнуть: «Что, все 62 героя в романе должны быть такими?» Не зажигает… Однако и без методики не обойтись, по крайней мере, если для вас структурированный подход к разработке произведения близок.
Ответ был найден на лекции Пола Брауна.
Он предположил, что у героя должны быть пять ярких качеств. Этого количества достаточно, чтобы создать герою объем. Качества могут быть любые. Но, когда вы ставите себе задачу придумать пять качеств для любого, даже второстепенного персонажа, вы волей-неволей этого персонажа конкретизируете и понимаете.
Пол Браун предлагает идти дальше. Любой персонаж интересен, когда у него есть «второе дно», когда он что-то скрывает. Человек никогда не предъявляет окружающим свое настоящее «Я», он прячет его под маской. Ну, и сценарный подход: всегда интересно за человеком следить, когда у него есть какая-то странность, удивительная яркая черта.
Пять качеств персонажа
— Качество 1;
— Качество 2;
— Маска (то, что персонаж предъявляет окружающим);
— Скрывает (это персонаж от всех прячет);
— Странность.
Система получается гибкая и определенная одновременно.
«Может ли у героя быть больше чем 5 ярких черт?» «Да, особенно у главных героев. Пять — это минимум, дающий глубину».
«Обязательно ли определяться с Маской, Странностью, Скрываемой чертой?» — «Нет… и да. В этом случае персонаж будет более психологически достоверен, а значит — интересен. А его Странность обеспечит ему запоминаемость».
«Влияют ли эти черты на взаимодействие персонажей?» — «Да. Когда два персонажа общаются, они предъявляют друг-другу Маски; нервничают, когда им кажется, что задета их Скрываемая черта…»
Проявление качеств персонажа
Не важно, на какой стадии проработки находиться ваше произведение, главное, чтобы вы ярко представляли героев. Предположим, вы продумали своих основных персонажей в соответствии с нашими рекомендациями и определили пять их ярких черт. Что дальше? (Вам стало проще писать в целом, да.) Теперь надо задать ключевой вопрос: В каком событии внутри произведения каждая из этих черт максимально ярко проявится?
Поясним.
Если ваш герой храбр — какая ситуация заставит его проявить эту храбрость? Насколько эта ситуация интересна, сложна для героя, очевидна для восприятия? Если ваш герой нерешителен — в какой ситуации эту нерешительность увидят читатели? В каких действиях (которые он не совершит, но от него их будут ожидать) проявится то, что он — нерешителен?
Здесь важны две вещи: действия; внутреннее пространство текста.
Почему мы говорим именно о действиях героя (и о ситуациях, в которых герой раскрывается)? Почему мы подразумеваем, что раздумья, внутренний монолог, описания персонажа и т.д. — недостаточно раскрывают его? Только ли потому что мы в первую очередь думаем о литературе жанровой? Только ли потому, что мы видим частые ошибки начинающих (и продолжающих) авторов? Да — эти причины важны. Но есть и еще одна, наиважнейшая. Действия (и события) связывают героя и структуру текста (сюжет, если угодно). И ничто другое — нет.
Итак, ответив на вопрос: «Какие события проявляют качества героя?» — мы создали единое пространство герой-сюжет. А поскольку речь идет обо всех более-менее значимых персонажах — мы поняли, каково будет событийное пространство книги.
Но тут авторы начинают облегчать себе жизнь. Они выносят важнейшие события, характеризующие героя, за пространство текста. Они пристраивают эти выборы куда угодно, только не в основной сюжет повествования: ретроспективы, истории из прошлого и будущего, сны и размышления как бы «я» (герой) себя повел, если… Почему? Потому что сложно все непротиворечивым образом вплести в ткань повествования.
Но если вам это удастся — читатели будут благодарны. Точнее — они не смогут оторваться от вашего романа.
Ах да! Еще это хороший метод разработки будущего произведения. Набрасываете персонажей с их чертами, а потом события, которые эти черты раскроют. Вот уже и половина сюжета готова…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев