Издревле святой Дмитрий почитался как покровитель воинов. Согласно житию, Дмитрий занимал должность проконсула в греческом городе Фессалоники (другое название — Солунь, современные Салоники). Помимо задач управления, проконсул должен был оборонять город от варваров и истреблять христианство. Защищая границы, Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, но разгневал языческого императора Галерия тем, что проповедовал христианскую веру. Дмитрия закололи копьями в тюрьме, а после казни его тело бросили на растерзание диким зверям, но те не тронули его, и христиане Фессалоник предали останки земле.Будучи в Фессалониках, христианский император Константин (306 — 337 гг.) на месте казни великомученика основал церковь, в которой и по сей день хранятся мощи Дмитрия Солунского. Историки полагают, что создание реликвария могло быть задумано Всеволодом Большое Гнездо задолго до того, как он стал владимирским князем. В возрасте восьми лет малолетний Всеволод вынужден был покинуть Русь в 1162 году вместе с матерью и братьями — под давлением старшего брата, Андрея Боголюбского. Мать Всеволода — византийская принцесса — поселилась в Константинополе, при дворе императора Мануила Комнина, где св. Дмитрий почитался как покровитель императорской семьи. Через 7 лет, которые Всеволод провел в изгнании, он вернулся на родину и вскоре занял прочное положение на Владимирском столе, и получил возможность впоследствии осуществить свой замысел — построить дворцовый Дмитриевской собор. Всеволод Большое Гнездо, создавая придворный храм, съездил в Фессалоники и привёз оттуда реликвии. В качестве святынь Дмитриевского собора были избраны икона великомученика Дмитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и частица одежды, пропитанная кровью святого.
Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя. Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик. Техника кладки, декоративные ложные арки на фасаде, перспективные порталы и окна заимствованы из романской архитектуры. Первоначально собор окружали галереи, соединявшие его с великокняжескими палатами. Переход был разобран в 1837 — 1839 годах, во время реставрации, проведенной по приказу императора Николая I. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами. На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон. Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и, следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею богохранимого государства.В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них. В малом своде под хорами — сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, а также Богоматерь на престоле. Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант классического византийского стиля конца XII века. Их отличает одухотворенность образов, пластичность фигур, тонкие сочетания красок. Особенно поражает воображение совершенная красота ангельских ликов. Следует отметить также необычную для того периода реалистичность в изображении апостольских ликов, имеющих индивидуальные черты. Необычно также развернутое изображение райского сада: деревьев с пальмовыми ветвями; решетка, поддерживающая виноградные лозы; птицы, клюющие виноград. Вероятно, живописцы прибыли во Владимир из византийского города Фесаллоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.
Комментарии 2