Старинное село Подмоклово расположено на высоком правом берегу Оки недалеко от города Серпухова. Жемчужиной его является церковь Рождества Богородицы. Первое упоминание о храме в селе Подмоклом( именно так его именовали из-за постоянных разливов Оки) – старинной вотчине князей Голицыных, содержится в тарусских писцовых книгах 1628/29 годов. Там церковь значится как «деревяна клецки», с приделом святителя Николая, построенная и украшенная вотчинником. К началу XVIII века она обветшала и в 1714 г. новый владелец села Подмоклово князь Григорий Фёдорович Долгоруков получил разрешение местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) на постройку каменного усадебного храма. Строительство, осуществлённое московскими каменщиками: сначала артелью Андрея Опурина под наблюдением пленного шведа Лоренца фон Фикина, а с 1718 г. — артелью Ивана Каландина под руководством иноземца Андрея Шульца — завершается к весне 1720 г. Летом того же года храм был украшен белокаменными скульптурами и рельефами: трудами московской артели резчиков во главе с Иваном Афанасьевым Зиминым. По смерти князя Г. Ф. Долгорукова село Подмоклово перешло к его сыну Сергею, но он не проявил интереса к постройке, так как он участвовал в основных политических интригах начала XVIII века. Затем следовало царствование Анны Иоанновны (1730-1740) – когда всё семейство кн. Долгоруковых было предано опале и сосланоj из-за поддельного завещания Петра II. В 1741 г. уже внук Г. Ф. Долгорукова князь Николай Сергеевич Долгоруков вновь вступил во владение селом — и по его просьбе церковь в Подмоклово была освящена в 1754 г.
Архитектура Подмокловского храма — замечательный по согласованности форм образец ротонды: круглого, центрического здания, тип которого известен со времён античности и был возобновлён в ренессансном зодчестве Флоренции и Рима. Владелец села князь Г. Ф. Долгоруков в 1697-1699 гг. совершил путешествие в Италию, откуда он мог вывезти план круглого храма, спроектированный известным архитектором Карло Фонтана, который упоминается в контрактах князя со строителями. Мотивы и прототипы храма в Подмоклово прослеживаются и в творчестве Рафаэля( картина "Обручение Девы Марии") и в творчестве Карло Фонтаны( базилика Игнатия Лойолы в Испании и его неосуществленный проект Церкви Торжествующей на арене римского Колизея).. В Подмоклово сходный по форме мотив разрешается совершенно противоположным образом: паперть-аркада не ограждает замкнутое пространство, а служит общим пьедесталом для 16-ти статуй апостолов и евангелистов — глядящих во все стороны, обращённых безмолвной проповедью к окрестному миру. Замечательная согласованность классических форм с окским пейзажем заставляет думать, что иноземный проект ротонды был талантливо завершён уже в России; возможно, что самим князем Г. Ф. Долгоруковым — которого, между прочим, считают автором русского трактата 1699 г. по итальянской архитектуре. Скульптурный декор этого храма также, видимо, имеет местное происхождение. Резные украшения верхнего: небесного — яруса церковного здания: гирлянды плодов — изображают райский сад. Все окна и боковые двери храма осеняют изображения херувимов: напоминание о страже, которого Бог после грехопадения Адама и Евы поставил на пути к древу жизни. Лишь главные западные врата свободны от ангельского караула; именно здесь — единственный доступ к вечной жизни, открытый для людского рода Рождеством Богородицы и будущим приходом в мир Спасителя. Статуи над церковной папертью по сути — пластическое завершение её шестнадцати подпорных столпов. Объёмы фигур устойчивы и монолитны; экспрессивные жесты традиционны для стиля барокко, однако в облике святых подмокловского храма, мы не найдём несколько взвинченной барочной патетики. И по пропорциям, и по объёмно-пластическим характеристикам статуи из Подмоклово представляют единый ансамбль с архитектурою храма; и там, и здесь в основе всего — размеренная ясность и сдержанное достоинство — наследие эпохи Возрождения. Вероятно, именно шестнадцатиричная структура исходного плана здания подсказала здесь выбор персонажей: 12 апостолов + 4 евангелиста. Фигуры на галерее паперти, как и все формы подмокловского храма — композиционно и пластически равноправны. При этом статуи особо чтимых святых отмечают три входа в церковь: главный, западный вход обрамляют изображения первоверховных апостолов Петра и Павла, а статуи четырёх евангелистов размещались по сторонам южного и северного входов в храм. Хотя близ Подмоклово находятся собственные залежи белого камня, для декоративных работ сюда был доставлен мячковский известняк — из древних каменоломен в районе Домодедова. Мелкопористый мячковский камень недаром был любим русскими резчиками и распространился от Владимира до Астрахани. Подобно древесине, он вязок, но податлив резцу; лёгок и довольно прочен; морозостоек. В Подмоклово скульптурные работы велись прямо на месте строительства (близ храма были найдены бракованные блоки известняка). Главной святыней подмокловского храма считалась Владимирская икона Богоматери: в особенности за избавление местной округи от холеры в 1848 г. — в память чего ежегодно 23 июля совершался крестный ход. В 1882 г. в церковном притворе появилась картина «Страшный суд», получившая скандальную известность из-за портретного сходства изображённого там грешника с поэтом М. Ю. Лермонтовым (ныне находится в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге). Легенда связывает появление этой картины с тогдашним хозяином Подмоклова Александром Михайловичем Васильчиковым. Выпускник Царскосельского лицея, гвардии подпоручик А. М. Васильчиков был одним из самых богатых помещиков в Алексинском уезде и как рассказывают старожилы враждовал с М.Ю Лермонтовым, который писал на барина эпиграммы. Но увы враждовал с Лермонтовым другой Васильчиков Александр Илларионович. А.И.Васильчиков был секундантом на роковой дуэли поэта и неоднократно высмеян М.Ю.Лермонтовым в эпиграммах «Велик князь «Ксандр» и «Наш князь Василь Чиков», но он не был владельцем Подмоклова и не мог заказать эту картину, к тому же через сорок с лишним лет после смерти поэта. Так что тайна появления фрески остается для будущих поколений.
С 1785 г. рядом с храмом строилась колокольня, в 1853 нижний её этаж был предназначен под придельный храм Владимирской иконы Божьей Матери. В 1898 г. оставшаяся незавершенной, колокольня эта была разобрана по ветхости. В 1903 г. при храме сооружена каменная звонница, разобранная в хозяйственных целях в 1930-е годы.
Богослужение в подмокловском храме регулярно совершалось вплоть до 1936 г., но в 1940 г. храм был уже закрыт в связи с арестом местного священника о. Иоанна Александровича Раевского. В начале 1980-х гг. церковное здание подверглось посягательству неизвестных вандалов, разрушивших 5 из 16 украшавших храм статуй. Они в 1988-1995 гг. были восстановлены специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря А. С. Антоняном, Ю. А. Любченко и В. А. Черемхиным и ныне хранятся в Серпуховском историко-художественном музее. Сейчас на их места готовятся достойные копии. В 1983-1994 годах здание храма восстанавливалось силами треста Мособлреставрация, но к сожалению, она до сих пор не завершена. С 1992 г. храм Рождества Богородицы в Подмоклово возвращён Русской Православной Церкви
#храм #ЕленаМазур
Комментарии 6