Иконописный подлинник — это особое руководство по иконографии: это собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах.
Иконописные подлинники делятся на лицевые и толковые. Лицевой иконописный подлинник содержит рисунки (прориси) икон, располагаемые обычно по дням церковного почитания. В качестве лицевого иконописного подлинника может использоваться лицевой синодик, лицевая Библия, а также собрания отдельных прорисей. Толковый подлинник включает в себя описания сюжетов, композиций, цветов и прочих деталей икон по дням почитания.
Первые дошедшие до нас иконописные подлинники датируются не ранее 16-го века.
Подлинник лицевой, лицевой подлинник, в древнерусской живописи свод образцовых рисунков ("прорисей"), фиксирующих иконографию и композицию каких-либо изображений или подробных, главным образом технических, наставлений, которым следовал в своей работе живописец (например, "Строгановский лицевой подлинник" начало 17 в.).
Строгановский иконописный лицевой подлинник
Антикварное издание, 19 век, есть в озоне.
Издательство: Московская Духовная Академия, Издание литографии при художественно-промышленном музеуме
Сохранность: Хорошая
1869 г.
Москва, 1869 год. Московская Духовная Академия МДА, Издание литографии при художественно-промышленном музеуме.
С множеством иллюстраций.
Типографский переплет. Сохранность хорошая
Строгановский иконописный подлинник конца XVI — начала XVII веков знакомит с традициями художественной школы баронов Строгановых. В издании собраны канонические изображения соответствующих персонажей или сцен для использования при написании иконы.
Основную часть книги составляет альбом прорисей, которые являются наглядным руководством для иконописцев.
Издание не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.
Икона, в отличие от реалистичной картины, написана языком символов. В этом нет никакой мистики, просто духовный мир невозможно изобразить, в отличие от мира физического. Стоит заметить, что созерцание духовного мира не является чем то похожим на сон, или видение. Различные видения и множество снов являются обычно плодом нашего воображения приправленного бесовским внушением.
Мир духовный неописуем и непостижим. У Апостола Павла читаем: "И знаю о таком человеке (только не знаю -в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать." (2 Кор. 12. 3-4). Именно поэтому создание новых иконографических типов для нас задача невыполнимая. Именно поэтому современные иконописцы должны копировать древние иконы, иконы созданные великими подвижниками благочестия, проводившими многие часы в молитве и посте, прославившиеся многими чудотворениями. Древние иконописцы, многие из которых были монашествующими, пребывая в трудах и подвигах, достигли совершенства и святости, поэтому и иконы написанные ими есть плод духовный. "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух." (Ин. 3. 6).
ИКОНОГРАФИЯ (гр. - изображение, образ и пишу, черчу, рисую) - строго уставленная система изображения богов, святых и других сверхъестественных персонажей или сюжетных сцен на религиозные темы, определенная иконографическим каноном.
Иконографический канон - совокупность правил и норм, регламентирующих написание икон, в своей основе содержит концепцию образа и символа (символ выступает в роли связующего звена между миром сверхбытия и действительностью, Богом и человеком), сформировался в Византии к XI-XII вв. и был принят русской православной церковью. Церковный иконографический канон фиксировал и закреплял те особенности иконогафических изображений, которые отделяли божественный, горний, мир от мира земного.
Из истории древнерусской иконописи. Происхождение и первоначальный состав древнерусского иконописного подлинника; дальнейшее осложнение его с расширением русского агиологического цикла. На основании каких источников создались иконописные подобия отечественных святых? Различие подлинников и время их появления на Руси.
Происхождение русских иконописных подлинников тесно связано с происхождением и положением на Руси самого церковного искусства. Не приурочиваясь к какому-либо определенному времени, наши подлинники тем не менее в своем зародыше, в своем основном начале даны были при самом первом возникновении живописи в наших храмах. Дальнейшее развитие этого начала иконографического однообразия, выражаемого подлинниками, происходило под влиянием двух условий: положительного и отрицательного. Под первым разумеем ту зависимость, которую долгое время испытывала православная Россия со стороны Византии в области искусства; под вторым — особенные исторические обстоятельства, вызывавшие нашу духовную власть к охранению церков-но-художественных преданий.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев