Оре́ст Ада́мович Кипре́нский (13 (24) марта 1782 — 5 (17) октября 1836) — русский художник, график и живописец, мастер портрета.
Художник Орест Кипренский был сыном помещика Алексея Дьяконова и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. Чтобы скрыть факт рождения внебрачного сына, помещик выдал Анну замуж за дворового человека Адама Швальбе, в семье которого и вырос его сын. Фамилию он получил, по одной из версий, по названию поместья, где его крестили, – Копорье – Копорский, а позже ее изменили на более благозвучный вариант – Кипренский; по другой версии, его назвали в честь покровительницы влюбленных Киприды (Афродиты). В 6 лет мальчик получил вольную, а когда отец заметил его способности, отдал его в училище при Академии художеств. Всю жизнь Орест Кипренский называл своим отцом Адама Швальбе и, написав его портрет, представил его на выставке в Италии под названием «Портрет отца». Художник стал одним из лучших портретистов начала XIX в., создав знаменитые портреты А. Пушкина, Е. Давыдова, З. Волконской, В. Жуковского и других выдающихся современников.
Ореста Кипренского с радостью принимали в домах знати не только в России, но ещё во Франции и Италии. Его талант получил признание в Европе и, казалось, ничто не может помешать его восхождению к славе и богатству. Однако трагическая случайность в один момент разрушила все его надежды и чаяния. Оресту Кипренскому пришлось снова шаг за шагом доказывать свою значимость у себя на родине и за границей.
На пути к славе
Юноша уже в начале обучения в училище при Академии художеств снискал славу талантливого и усердного ученика, неоднократно получал награды Академии. Лучший ученик Академии по окончании учебного заведения мог претендовать на так называемую пенсионерскую поездку в Европу для совершенствования своего художественного мастерства. Несмотря на то, что Орест Кипренский был одним из лучший, по окончании Академии выиграть поездку ему не удалось.
Молодой художник не стал впадать в отчаяние. Директор Академии пошёл навстречу талантливому студенту и его покровителю Алексею Строганову и позволил Кипренскому учиться в Академии дальше, на протяжении ещё трёх лет.
Уже через год, в 1804 году художник впервые принял участие в выставке Академии с портретом своего официального отца Абрама Швальбе. А уже в 1805 году для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии Кипренский представил картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». В этот раз удача была на его стороне, и он получил право на пенсионерскую поездку в Европу. Правда, она была отложена из-за наполеоновских войн.
Убийство в доме Кипренского
В долгожданную творческую поездку по Европе художник отправился лишь в 1816 году, успев до этого снискать на родине славу одного из самых талантливых портретистов. Пенсионерская поездка состоялась во многом благодаря покровительству императрицы Елизаветы Алексеевны, по достоинству оценившей художественный талант мастера.
Художник побывал сначала в Германии, затем отправился в Рим, где не только изучал итальянское искусство, но и продолжал писать. Портреты и исторические картины Кипренского обратили на него внимание Флорентийской академии и вскоре живописец получил предложение написать свой портрет для галереи Уффицы, где выставлялись автопортреты самых знаменитых художников. Это было безоговорочное признание, ведь Кипренский был одним из первых русских живописцев, удостоенных такой чести.
Примерно в то же время он написал портрет «Девочка в маковом венке», для которого ему позировала Анна-Мария Фалькуччи. В разных источниках история маленькой натурщицы представляется по-разному. В одних девочку называют дочерью взрослой натурщицы художника, в других указывают: малышку к художнику привела совсем другая женщина.
Кипренский проникся почти отцовскими чувствами к маленькой итальянке и был всерьёз обеспокоен её судьбой. Трагические события, произошедшие в доме живописца, круто изменили судьбу и самого Ореста Адамовича, и его маленькой воспитанницы.
В один из дней была жестоко убита натурщица художника. Её замотали в холст и попросту подожгли. Орест Кипренский считал убийцей женщины своего слугу, который скончался спустя несколько дней после убийства. Однако ходили упорные слухи о том, что к смерти натурщицы причастен сам художник.
Жизнь Кипренского в Риме стала невыносимой. Стоило выйти ему из дома, как уличные мальчишки начинали забрасывать его камнями, а двери всех домов захлопнулись перед художником.
Возрождение
Орест Кипренский не оставил без внимания свою маленькую воспитанницу, даже покинув Италию. Перед отъездом он смог определить девочку на воспитание в пансион при монастыре, полностью оплатив её содержание, при этом настоящая мать девочки всячески тому препятствовала, пытаясь шантажировать художника.
Кипренскому удалось добиться лишения матери родительских прав, а итальянские власти, дабы не провоцировать новые скандалы вокруг данной ситуации, сами выбрали монастырь для содержания Мариуччи, как её называли.
Слухи об убийстве в доме Кипренского в Риме тем временем докатились и до России, а потому родина встретила художника неласково. Перед возвращением живописец побывал в Париже, а затем прибыл в Россию.
Здесь, благодаря участию графа Шереметева, Орест Кипренский вновь взялся за кисть. Для него оборудовали мастерскую во дворце Дмитрия Шереметева, и он стал личным живописцем графа.
Со временем о трагедии в Италии забыли, Кипренский стал получать заказы на написание портретов. В 1827 году он написал портрет Александра Пушкина, который стал самым известным и распространённым изображением поэта. При этом гений русской поэзии был весьма капризным заказчиком, но портретом кисти Кипренского откровенно восхищался.
А в 1828 году художник навсегда оставил свою родину, отправившись в любимую ним Италию. Прошло немало лет, прежде чем ему удалось разыскать свою бывшую воспитанницу. Когда же они встретились, то оба разрыдались от избытка чувств и радости встречи. Вскоре Кипренский женился на 25-летней Анне-Марии Фалькуччи, приняв для этого католичество. А спустя три месяца он скончался от воспаления лёгких.
В 1792 г. была опубликована сентиментальная повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза», а спустя 35 лет художник Орест Кипренский написал одноименную картину на сюжет этого произведения. В его основу легла трагическая история юной крестьянской девушки, соблазненной дворянином и брошенной им, в результате чего она покончила с собой. Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют» многие считали ключевой фразой, объясняющей замысел картины Кипренского.
☂ Что носили красавицы с известных портретов
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ АВДУЛИНОЙ. 1822–1823. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Екатерина Авдулина одета в платье с завышенной талией, модное в первой четверти XIX века. Оно очень сдержанное и, возможно, даже траурное. Однако на плечах у нее нарядная ярко-желтая шаль. Об этом престижном аксессуаре модницы тогда мечтали. Самые роскошные шали, из Кашмира, «кашмирские» (сегодня их называют «кашемировые»), были самыми дорогими. В журнале «Московский телеграф» в то время писали: «Кашмирские шали, квадратные или шарфообразные, в большой моде. Цвет последних белый или пестрый; но края всегда бывают превосходной работы. Такая шаль видом похожа на шелковую, но легче и делается из драгоценной шерсти тибетских коз».
Привозные накидки стоили дорого, а спрос на них был большим. И в России, в губерниях Среднего Поволжья, зародилось собственное производство. Одни мастера создавали шали по подобию восточных, другие изобретали собственные приемы. Так возникла техника двустороннего ткачества, когда узоры на накидке были одинаково хороши и с лицевой, и с изнаночной стороны. На мануфактуре братьев Гучковых изготавливали первые в России шали с затканными в одно целое с полотном каймами. Одно из самых известных производств принадлежало братьям Колокольцовым. Сегодня их шали хранятся в музейных коллекциях, например в Государственном Эрмитаже.
Авдулина Екатерина Сергеевна (1788–1832) — внучка получившего дворянство купца-миллионера Саввы Яковлева. С 1808 была замужем за генерал-майором лейб-гвардии Кавалергардского полка Алексеем Николаевичем Авдулиным (1776–1838), который состоял членом петербургского Английского клуба и Общества поощрения художников. В 1822–1823 Авдулины жили в Париже в Отеле Бурбон. В Петербурге Авдулины были известны своими балами, на которых бывал Пушкин, а также дружбой со знаменитой актрисой А. М. Каратыгиной. Младшие сестры Авдулиной были замужем: Анна — за А. Ф. Шишмаревым, Варвара — за К. И. Альбрехтом, Надежда — за М. В. Шишмаревым. Портреты их мужей писал Кипренский. [Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 115.]
Авдулина Екатерина Сергеевна (1788–1832), урожденная Яковлева, дочь действительного статского советника и кавалера нескольких орденов, жена генерал-майора лейб-гвардии Кавалергардского полка, члена Общества поощрения художников А. Н. Авдулина. Богатая светская женщина, она давала в Санкт-Петербурге балы, на которых бывал и А. С. Пушкин.
Портрет завершил собою ряд произведений, исполненных Кипренским во время первой поездки за границу (1816–1823). Его смело можно отнести к числу наиболее блистательных изображений в русском искусстве первой половины XIX века.
Одухотворенный облик модели, болезненное с тонкими чертами лицо, увядающий хрупкий гиацинт на окне, изысканность всего художественного строя полотна заставляли современников сравнивать его с работами Леонардо да Винчи. Созданный в Париже, он действительно выдает влияние хранящейся в Лувре "Моны Лизы".
Современники отмечали исключительное мастерство отделки деталей. "Портрет весьма окончен, руки написаны и нарисованы прекрасно, черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчетом", — писал В. И. Григорович, секретарь Общества поощрения художников. Полный мечтательной грусти портрет типичен для периода расцвета творчества художника. Наряду со знаменитым прижизненным портретом А. С. Пушкина относится к шедеврам его искусства.
#русскаякультура #Рисунки #Литература #День_в_истории #Кипренский #24марта
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1