Фильм имел колоссальный успех в прокате и определил развитие жанра советской кинокомедии на несколько последующих десятилетий, а в 1941 году за роль Бывалова в фильме «Волга—Волга» Ильинский был удостоен Государственной премии. Но после этих съемок Ильинский на восемнадцать лет прекратил серьезную работу в кино. Причина заключалась не только в том, что актер был чрезвычайно требователен к самому себе, но и в изменившихся условиях времени. От комедии требовалась бесконфликтность, которая была глубоко чужда самой природе жанра и масштабу таланта Ильинского. Единственной его работой в это время стала небольшая роль в комедии «Преступление и наказание» по сценарию Михаила Зощенко, но в 1946 году фильм был запрещен к показу. Сам Ильинский в это время напряженно работал в театре, записывался на радио и много выступал на эстраде.
В пятидесятые годы Ильинский снова начал сниматься в фильмах—спектаклях Малого и Художественного театров, которые Министерство культуры решило запечатлеть на кинопленке. В список пьес попали «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя и «Волки и овцы» Островского. В каждой из них Ильинский не допускал повторения того, что им было сделано ранее. Каждую роль, даже такую небольшую, как роль Загорецкого, Ильинский вновь шлифовал и отрабатывал, дополняя новыми штрихами.
В 1938 году Игорь Ильинский перешел из театра Мейерхольда в Малый театр. В журнале «Искусство и жизнь» критики по этому поводу писали: «Ильинский сыграл Хлестакова — и маловеры умолкли разом. Успех был бесспорный, громкий, работу признали «внутри» и «вовне», и товарищи, с которыми актеру суждено было шагать с того дня рука об руку по дороге правды, и критика, и давние поклонники—москвичи. «Обнаружилось, что перед ними не только новый Хлестаков, но и новый Ильинский — зрелый художник реалистического искусства». Определенное влияние на критиков оказало и то обстоятельство, что Ильинский к тому времени стал одним из любимых артистов Сталина и ругать работы Ильинского стало не принято. Вскоре он стал одним из ведущих актеров Малого театра.
В это время в личной жизни актера случилось несчастье — умерла его жена. Ее смерть произвела на Ильинского тяжелое впечатление. Они прожили вместе более двадцати лет, и хотя их отношения складывались непросто и Игорь Ильинский позднее признавался, что увлекался другими женщинами, их брак был стабилен. И в тот момент, когда чувства Ильинского к жене обрели «второе дыхание», ее не стало. Ильинскому было так плохо, что он задумал уйти из жизни и купил бутылку с усыпляющим газом, собираясь свести счеты с жизнью на даче во Внукове, однако удержался от этого шага. А в январе 1949 года Игорь Ильинский познакомился со своей будущей новой женой - актрисой Малого театра Татьяной Еремеевой. Позже Еремеева рассказывала: «В 1944 году я приехала из Тамбова в Москву. Малый театр ставил «Двенадцатую ночь» Шекспира, и меня пригласили сыграть главную роль. В этом же спектакле играл и Ильинский. Кстати, в Москве мне пришлось сменить фамилию Битрих на псевдоним Еремееву. Все—таки шла война с Германией, и из—за моей немецкой фамилии у меня могли быть проблемы, как у моей мамы. Когда я увидела Ильинского впервые, то была удивлена. Это был совершенно другой человек, чем на экране: гладко выбрит, в хорошем костюме, такой интеллигентный, приветливый. Он делал мне какие—то замечания на репетиции, а после премьеры сердечно поздравил. Примерно через полгода после выпуска спектакля у него умерла жена. Он был так потрясен этим горем, что отказался играть какое—то время в театре. Он куда—то уехал и не появлялся в Москве два года. Даже хотел покончить с собой — пустить газ и выпить снотворное. Когда я увидела его вновь, он неожиданно поздравил меня с Татьяниным днем. И тут я вспомнила — ведь его покойная супруга тоже была Татьяной. Этот день для него был особым. Потом он позвал меня на свой концерт. И я увидела, что же это был за артист. Нет, он вовсе не комик, как его называют многие. Он — Мастер. Как он читал «Старосветских помещиков» Гоголя! Люди в зале сидели в полузабытьи. А однажды Игорь Владимирович пригласил меня поехать с ним на дачу. Говорит: «Отдохнете час—другой, и я вас привезу обратно». Я согласилась. Дача у Ильинского находилась во Внукове. Помню, мы сидели на балкончике. Он в какой—то залатанной фуфайке, в спортивных штанах. Рассказывал о себе только плохое. Дескать, сестре своей, которая в Прибалтике живет, мало помогаю, покойной жене мало внимания уделял, да и вообще характер скверный. И тут я поняла, каким он все—таки был одиноким человеком, совершенно не приспособленным к жизни, к быту. Перед отъездом на летние гастроли Ильинский позвал меня к себе домой, сюда, в эту квартиру на Петровке, и сделал мне предложение. В эту ночь, оставшись одна, я поняла, что люблю его и готова выйти замуж. Ему было 49 лет, мне — 37. Через год у нас родился сын Володя. Мы прожили вместе тридцать шесть лет. И это самые счастливые годы в моей жизни. В театре к этому браку отнеслись по—разному. Многие невзлюбили меня и посчитали, что я вышла замуж за Ильинского из—за карьеры. Хотя до этого замужества у меня уже было звание «Заслуженная артистка республики» и играла я главные роли. Особенно сильно меня ненавидела Пашенная. Ее дочь после войны осталась одна с двумя сыновьями, и Вера Пашенная мечтала ее выдать замуж. Я столько худых реплик о себе услышала, столько гадостей. Игорь Владимирович очень хотел венчаться. Он был очень набожным человеком, часто посещал церковь Нечаянной радости. Но венчаться было нельзя — на дворе пятидесятый год. Но сына он все же тайно крестил у нас на даче. Вызвал батюшку и окрестил. Меня на это таинство не пустили. НесмотряПродолжение в 15.05 на то, что Игорь Владимирович был верующим, он был и членом партии, но вступил в нее вынужденно. Столько его уговаривали, столько за ним ходили и просили. И однажды Ильинский сдался. А мне сказал: «Таня, как член партии я теперь смогу больше помогать людям и буду иметь больше возможностей!» Но после посещения одного из собраний Игорь Владимирович принял решение выйти из партии. Я его уговорила этого не делать. Ведь наш сын уже учился в институте, и его могли из—за этого выгнать».
Позднее сам Ильинский писал: «Я поздно стал отцом. Лишь после пятидесяти лет я познал великое чувство отцовства. С грустью и недоумением думаю, ведь могло случиться так, что я не испытал бы этого». Тем временем у Ильинского продолжалась успешная карьера в кино, и в фильме «Карнавальная ночь» режиссера Эльдара Рязанова Игорь Ильинский сыграл директора Дома культуры Серафима Огурцова. Благодаря этой роли возникла новая волна его популярности. Фильм «Карнавальная ночь» вышел в прокат в 1956 году и занял первое место, собрав у экрана почти пятьдесят миллионов зрителей.
Комментарии 8