В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой.
«Певец русской природы» - тонкий, точный, наблюдательный. В советском литературоведении он занимал место писателя для «среднего школьного возраста». Немногим известно, что Пришвин заложил основы экологического сознания, предсказал возникновение «второй природы», которая будет создана руками человека. Другой страстью Пришвина была фотография. Снимки хранятся в Доме-музее в Дунине, на деревенской даче писателя.
Этот участок Михаил Пришвин приобрел уже после войны. Небольшой дом на склоне холма, недалеко бежит река. Это место сразу очаровало писателя. Деревня Дунино напоминала ему о родных местах, о нынешней Липецкой области, где он родился и провел детство.
Михаил Пришвин любил эти места с вековыми липами и елями. Он надолго уходил в лес, наблюдал, записывал свои впечатления в дневник. Вообще мечтал когда-нибудь провести три летних месяца как настоящий лесной бродяга, с ружьем, чайником и котелком. А в кабинете его всегда ждала печатная машинка. За этим столом из дневниковых заметок рождались книги.
Пришвин был страстным фотографом. Уходя на прогулку, кроме записной книжки, всегда брал фотоаппарат. Написал однажды, что хочет доказывать светописью свое видение реального мира. Бинокли, фотоаппараты. С 25-го года он фотографирует, и этого много, более 2 тысяч фотографий – это и репортажная съемка, и панорамная, портреты, это и микро география.
Еще одна страсть Пришвина – охота. На многочисленных снимках - писатель с охотничьими собаками. Иногда за день он проходил до 20 километров по лесам и болотам. На стенах по-прежнему - ружья и трофеи.
------
ОХОТА С КАМЕРОЙ.
Я, когда делается плохо, начинаю заниматься фотографией.
Охота с камерой.
Фотографией Пришвин увлекся в 1906 году во время своего первого этнографического путешествия на Север, когда у него в руках оказался фотоаппарат учителя из деревни Паданы Олонецкого края, такого же страстного охотника и путешественника как он сам – дальше они пошли вместе.
Он привез в Петербург путевой дневник – оказалось, книгу «В краю непуганых птиц», проиллюстрированную рисунками с фотографий, сделанных во время поездки. В 1924 году ему удается купить фотоаппарат. Пришвин осваивает его, и с этих пор фотография – феномен культуры ХХ века – постоянно сопутствует его художественному творчеству: «Искусство это? Не знаю, мне бы лишь было похоже на факт». Фотография соответствовала тому, что присуще Пришвину-художнику: вниманию к личности, к жизни в подробностях, фактах, деталях, она удовлетворяла его стремлению не только отразить свое время документально, но и создать зрительный образ времени. Кроме того, это захватило его, фотосъемка оказалась способом художественного освоения реальности: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство». Снимки Пришвина разнообразны – пожалуй, нельзя определить его фирменный стиль, как бывает у фотографа-профессионала: репортажная съемка – когда били колокола, индустриальный пейзаж – Уралмаш, галерея портретов известных, неизвестных и даже маргинальных личностей, эксперименты с тенью и светом, ракурсами, крупным планом, высокой точкой съемки, перспективой. У него нет постановочных снимков, он выхватывает из жизненного потока кадр за кадром – фотография оказывается в одном ряду с записной книжкой и дневником.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев