Лет тридцать назад в одном из альманахов «Рыболов-спортсмен» появилось описание финского чертика. Практически тот же наш чертик, только оловянная капля была направлена толстым концом вниз и вместо трех крючков было четыре. Обманка работала исправно, наши рыболовы на нее ловили подлещиков, плотву и окуней. Но вскоре размеры финского чертика были увеличены. Появилась новая приманка под названием шарага.
Принцип работы у нее тот же, что и у балды. Подброс приманки вверх – и свободное падение вниз. За счет своей конструкции шарага резко уходила в сторону, чем и соблазняла рыбу.
За тридцать лет ловли шарагой я узнал несколько способов блеснения. В зависимости от условий лова можно ловить со дна, создавая облако мути. В этом случае окуни хватают приманку вместе с илом. Другой способ – вполводы. Практически те же движения, что производятся окуневой блесенкой. Третья проводка шараги – быстрый подъем ступеньками с шагом по сантиметру. Из-за климатических условий Сибири эта интересная приманка отлично ловит только в первые дни ледостава. Уже через месяц после становления льда на нее можно вообще ничего не поймать. Зато в конце зимы, когда талая вода попадала под лед, поклевки вновь возобновляются.
С уверенностью могу сказать, что шарага – чисто любительская снасть. Некоторые «праведники» пытались нас устыдить: мол, что же вы, мужики, делаете? Рыбу багрите! Доказывать, что это не багрилка, мы уже замучились, особенно в первые годы, как приманка пришла на наши водоемы. Чтобы не бросать слов на ветер, давали такому рыболову снасть с шарагой и просили показать, как можно такой обманкой забагрить рыбу. Во всех случаях рыболовы признавали, что, действительно, снасть – не багрилка. Но горький осадок оставался.
Приманка шарага отменно зарекомендовала себя при ловле окуня. Каждый сезон она безотказно работает и облавливает другие окуневые приманки, в том числе балансиры и блесны. Помню, лет пятнадцать назад шарага «выстрелила» на речке Черемшанке. Неожиданно на нее стали попадаться крупные караси, которые сгруппировались на глубокой яме в районе поселка Сосняк. Караси ее брали смело, и дневной улов доходил до 20–25 хвостов. Караси весом 600–800 граммов каждый не могли быть не замечены другими рыболовами, и ямка исправно выбивалась в первые четыре дня ледостава. С тех пор яма на той речушке стала местом паломничества местных удильщиков, которые пробирались за карасями по четырехсантиметровому льду на лыжах.
А мы посмотрели на шарагу с другой стороны. Что карасю и окуню напоминает шарага? Скорее всего, какого-то жучка, обитающего в наших сибирских водоемах. Возможно, жука-плавунца, который по первому льду еще подвижен, а затем зарывается в ил и ждет талой воды.
Зато судаку шарага приглянулась не только как «жук», но и как приманка, производящая движения раненой рыбки, которая рывком взмывает вверх и тут же возвращается на место. На эту приманку мы ловим клыкастых практически весь сезон ледостава.
Но самые драматические встречи происходят со щукой. Поводок на шарагу не поставишь, и острые зубы щурят стригут приманки при каждом выезде. Случаются дни, когда теряешь до десятка таких обманок. Но что поделаешь! Тем и интересна рыбалка, что у рыбы должен быть шанс выйти из поединка победительницей.
#безмотылки
Комментарии 2