Кстати, в этом фильме Табаков и Фрейндлих сыграли супружескую пару. Интересно, что спустя всего 8 лет им придется повторить эту связку в кинокартине «Д’Артаньян и три мушкетера».
Так что титульные звезды подобраны на зависть.
Но ведь кино было снято для детей. Поэтому главное было – подобрать на основные роли детей, хотя бы парочку. Здесь, к сожалению, все было не так блестяще. Показался разве что Сережа Евсюнин, он же Волшебник.
Верхом на телескопе
Фильм снимали в Москве и в Крыму. Все сцены двора, квартиры, гаражей, хоккейной площадки снимали в Севастополе на улице Репина. Там для съемок вместо волейбольной площадки была построена самая большая в городе хоккейная коробка. Говорят, что именно после выхода фильма в прокат, подобные площадки появились в каждом советском дворе…
А вот резиденцию Волшебника отсняли в окрестностях Симеиза. Когда Волшебник перенес Толика на свой остров и Толик пришел в себя – он оказался в чаше антенны радиотелескопа РТ-22, который находится в Кацивели.
Все это время волшебник следит за происходящим из здания зеркального телескопа имени Шайна, Крымской астрофизической обсерватории.
В качестве тюрьмы Волшебника, где он держит друзей Толика, выступил Инкерманский известняковый карьер, а вот дом Волшебника был построен в окрестностях горы Кошка.
– Кино-экспедиции на все лето, да еще и в Ялту – это здорово, – впоследствии с восторгом вспоминал те дни Сергей Евсюнин сыгравший Волшебника. – Тогда Ялта была международным курортом, а меня отправили туда вместе с мамой. Мне и ей, как сопровождающей несовершеннолетнего, оплачивали командировочные и проживание в гостинице «Интурист». Там, в 312 номере, я прожил около 4-х месяцев…
А чтобы сделал я?
Конечно, с точки зрения современного зрителя, избалованного компьютерными спецэффектами, происходящее на экране кажется немного наивным и слегка неуклюжим. Однако фильм ни в коем случае нельзя отнести к категории плохого кино, хотя он и получился излишне детским. Согласитесь, кто в детстве не мечтал о таких спичках? Как известно идея получить что-то на халяву неистребима. Поэтому и фильм все смотрели и смотрят с позиции «А чтобы сделал я…».
Так что происходящее на экране заставляет задуматься о своем месте в жизни, об отношениях с близкими людьми, о том что такое настоящая дружба. Вот и получается, что фильм, которому скоро исполнится 44 года, до сих пор смотрибелен.
ВОТ ЧТО РАССКАЗАЛ О СЪЕМКАХ СЕРГЕЙ ЕВСЮНИН СЫГРАВШИЙ В ФИЛЬМЕ «ТАЙНА ЖЕЛЕЗНОЙ ДВЕРИ» ЮНОГО ВОЛШЕБНИКА:
- Я был постарше своих партнёров по фильму и поэтому воспринимал эту работу, не первую в кино, в особом ракурсе. Сам процесс съёмок фильма «Тайна Железной Двери» (первоначальное название «Ноль без палочки») был интереснее, чем само кино. На этом фильме работала такая творческая киногруппа, что можно было параллельно снимать второй фильм, фильм о съёмках фильма «Тайна Железной Двери».
Да в 1970 году все эффекты делались «на коленке» и это было творчество, как сейчас говорят «хенд мейд». Хотя дословно слово «хенд мейд» и переводится как работа, сделанная руками, но сейчас это слово используется практически для обозначения всего, где была применена креативность и оригинальность. Так было каждый съёмочный день и на «Тайне»….
Этот бедный робот, Балбес, неоднократно горел… в резиновой рукавице у него была кнопка включения света в глазах, а за спиной небольшой аккумулятор… И иногда, что-то коротило в этой системе и аккумулятор начинал дымить и жечь спину актёру… А снять быстро эти доспехи из резины было не просто….
По сюжету на острове у меня была маленькая машина… это был карт в котором лежал осветитель, сверху сидел я и осветитель, через щели в кузове из картона, управлял этим картом… неоднократно врезаясь в ограждения над пропастью на крымской дороге в Симеизе….
А когда по сюжету хорошие парни связывали меня за завтраком и засовывали в рот конфеты «Гуливер», то Андрей Харыбин, мне в первом дубле так глубоко впихнул эту конфету в горло, что у меня чуть глаза не вылезли из орбит, но моё отчаянное мычание воспринималось, как игра актера…. а я думал, что задохнусь… и даже после команды «стоп», все как ни в чем ни бывало стали готовить второй дубль, а я всё извивался с этой конфетой во рту, т.к. руки у меня были связаны…. это был просто тихий ужас… ни выплюнуть ни проглотить этого «Гуливера» не было никакой возможности.
А когда во время павильонных съёмок интерьера моего замка я пел песню про скуку и сбивал голову своей собственной статуи, киногруппа решила отснят эдакий кино-прикол… Я сбил голову, потом поднял её, и печально глядя в собственные гипсовые глаза воодушевлённо прочёл монолог Гамлета «быть или не быть»…
А сколько интересных подробностей можно было бы рассказать о нашем быте….
Михаил Иосифович Юзовский безусловно уникальный человек.. нет, он не фонтанировал… он скорее бродил, но бродил так крепко, что вино здесь «отдыхает». Поэтому и фильм необыкновенный и притягательный, как и сам режиссёр…
#23августа
Нет комментариев