Именно он подарит миру незабываемый стиль, ту самую бегущую гибкую линию и утонченный рисунок.
Именно его путь одиночки станет самым тернистым, самым сумрачным, самым печальным.
Существует такое выражение «родиться не в свое время». Это когда ты видишь и чувствуешь то, что увидят и почувствуют твои современники лишь многим позже.
Когда окружающие не готовы понимать и принимать твой нестандартный образ мыслей, твою широту взглядов, твои сильно выбивающиеся из привычных штампов идеи. Массы не любят белых ворон. Они их сторонятся.
То же произойдет и с Модильяни, который сильно опередит свое время. По этой причине, отвергнутый публикой и критиками, он проживет свой парижский период в абсолютной нищете.
Весь свой скромный заработок он будет спускать на выпивку и курево. В отличие от большинства своих собратьев, Амедео не будет искать приработков, писать в модной на тот момент манере для того, чтобы заработать на кусок хлеба, идти на компромиссы, которые отдалят его от эстетических исканий. Он останется верен своему искусству до конца. Он будет «спасать свою мечту». Он будет писать не портреты, а человеческие души.
Нищета не принесет ему ничего, кроме горького ожесточения. Модильяни все заносчивей будет нести ее бремя, все агрессивней реагировать на несправедливость и мелочность ложных друзей, на некомпетентность торговцев картинами.
Да и о самом себе будет отзываться весьма саркастично. Все чаще и чаще его будут находить вдребезги пьяным, тупо вцепившимся в придорожный фонарь или уже заснувшим в канаве.
Для сравнения: в то же время Вламинк уже переедет в комфортабельное ателье, Матисс начнет выставляться в Нью-Йорке, а Пикассо будет пользоваться большим спросом.
Моди начнет неистово много работать: высекать из камня, писать маслом, рисовать. Он будет чрезвычайно много пить и дымить как паровоз, как будто захочет сжечь себя, как свечу. Дэдо никогда не забудет свою родину, дорогую Италию, и будет мечтать вернуться в отчий дом.
Но любовь к живописи потребует его присутствия в Париже. Ведь только местная атмосфера способна его воодушевить.
Из-за постоянного отсутствия денег, ему придется часто переезжать с места на место, недоедать, недосыпать.
Из-за своего пагубного пристрастия Моди начнет легко впадать в ярость, ввязываться в драки по пустякам.
Но что бы с ним ни происходило, в какое бы состояние он ни погружался, ничто не сможет умалить его аристократических манер, горделивого взмаха головы с копной черных кудрей и благородства красивого лица. Одним словом – порода.
Модильяни не потеряет своей душевной щедрости и величия. Будет случаться и такое, что, заметив в кафе какого-нибудь молодого отчаявшегося художника за пустым столиком без единого су в кармане, он будет специально проходить мимо и как бы невзначай ронять скомканную купюру в 20 франков. Весь свой недельный бюджет.
О его бурных романах будут ходить легенды, но любовью всей жизни станет скромная ученица Академии Коларосси – 19-летняя Жанна Эбютерн. Длинные каштановые волосы, миндалевидные глаза, безупречное лицо и кротость которой вдохнут в Амедео новую жизнь.
Она же, в свою очередь, будет просто околдована этим 33-летним итальянцем, который будет ухаживать скромно, но со всей пылкой страстью влюбленного. Забившись в уголок дивана «Ротонды», Жанна будет часами смотреть на своего Моди, декламирующего итальянскую поэзию.
Родители Жанны не примут этого союза. Конечно, кто такой Модильяни для почтенного семейства мелких буржуа? Всего лишь никчемный нищий мазила, к тому же еще пьяница и наркоман. Что даст он их дочери?
Отец Жанны поставит условие: «Или ты расстаешься с этим человеком, или не возвращайся домой». Она покинет отчий дом, не раздумывая ни секунды.Модильяни напишет десятки прекрасных портретов своей невенчанной жены.
Она же будет покорно сносить все его бесконечные попойки и вспыльчивый нрав. Молча и терпеливо делить с ним убогие условия проживания. Эта тихая и хрупкая девушка проявит невиданную силу воли, железный характер. Она останется со своим любимым до конца.
Потом Амедео ослабеет. Совсем. Переболев в детстве плевритом и тифом, он будет мучиться страшными приступами кашля. Лечение на Лазурном берегу не спасет ситуацию.
Модильяни умрет от туберкулезного менингита в возрасте 35 лет.
Его преданная Жанна сразу уйдет вслед за ним, покончив жизнь самоубийством. Она выбросится из окна шестого этажа собственной спальни в доме родителей, будучи на девятом месяце беременности их вторым ребенком.
P.S.В начале прошлого столетия отчаявшийся и голодный Модильяни будет бродить по барам Парижа, умоляя посетителей купить его рисунки хотя бы за 5 франков. Никто. Ничего. Не купит.
В 2015 году его «Лежащая обнаженная» будет продана с аукциона за 170 млн. долларов США и станет одной из самых дорогих картин в мире.
Комментарии 1