Вообще, его творчество в чём-то можно сравнить с ранними рассказами Антона Чехова, хоть они и работали в разных сферах. У Федотова героями его картин были чиновники, дворяне, купцы, компании офицеров-холостяков, эмансипированные дамы.
И относился он к ним с лёгкой иронией, через которую порой просачивалась и достаточно жёсткая сатира. В наблюдательности Федотову не откажешь — он досконально знал все нравы и особенности жизни изображаемых персонажей, чётко умел выписывать характер, отлично выстраивал композицию.
По своей основной профессии Фёдоров был капитаном гвардии, а рисовал по велению души и так хорошо, что даже сам император Николай I, соизволил выдать высочайшую резолюцию: «рисующему офицеру Павлу Фёдорову оставить военную службу и заняться художествами, дабы он к сему занятию большие способности имеет и может благу Отечества послужить».
Так «рисующий офицер» официально стал художником, но знал бы он, какую дурную службу сослужит ему смена основной деятельности.
Родился Павел Федотов в семье военного и в отличие от других художников, в частности, Василия Тропинина никаких способностей к рисованию в детстве не проявлял.
Обычное детство московского мальчишки из небогатой семьи — игры с приятелями, лазание по чердакам и подвалам.
Но вот именно такое детство, по мнению некоторых искусствоведов, и способствовало становлению Федотова как критического реалиста, он видел реальную жизнь и когда вырос, хотел показать её такой, какая она есть на самом деле, без прикрас, но с одной лишь беспощадной правдой-маткой.
Он насмотрелся на купцов и торговок на ярмарках, попов и дьячков, свах, кухарок, домашнюю прислугу, дворников и мастеровых всех родов занятий, какие только возможны в Москве.
А когда Павлику исполнилось 11 лет, он стал учиться в Кадетском корпусе. Желания, хотел ли он для себя судьбы военного, никто не спрашивал — родителям виднее.
Павлик хорошо успевал по географии и истории и выделялся отличным воображением. Ему достаточно было прочитать страницу учебника и все события, изложенные в нём, вставали перед глазами. А вот в художественном классе был среди отстающих.
И это тоже стало одной из основ его развития как художника. Рисуй он с охотой и хорошо, наверняка его «посадили за гипсы», стали вдалбливать все закостенелые основы классицизма и вышел бы обычный художник-трудяга, без собственного художественного стиля и видения.
Федотов все книжки и тетрадки изрисовал собственными карикатурами, его и пороли за это, но тягу к подобным рисункам не истребили.
Шло время, карикатуры Павла становились всё более зрелыми, юмор в них становился тонким и остроумным, вполне достойным и взрослого карикатуриста.
Правда, рисовал он акварели и карандашные рисунки, на масляные краски не замахивался.
Темой его карикатур становились учителя, а иногда и товарищи, но те не обижались — уж очень тонко и незлобиво Федотов изображал их.
Они считали его своим в доску малым, уважали его за юмор, рисунки, умение петь и бренчать на гитаре.
А Федотов продолжал рисовать и когда вырос, но сменил тему — теперь это были батальные сцены и портреты военачальников..
Федотов решил закрепить технику, получить академическое образование. И уже сложившийся художник с юными учениками ходит в классы, пишет гипсы, натурщиков и даже трупы в академическом театре — так Академия живописи экономила на натурщиках.
Но тем больше он учился в академии, то больше склонялся к простому выводу — интереснее всего российская обыденность, а не нарисованные сотни раз античные и библейские сюжеты и напыщенные портреты аристократии.
Наступил 1844 год и перед Федотовым стал принципиальный выбор: или карьера военного — почёт, слава, уважение, или художника — постоянный поиск заказов, вероятность полунищенского существования, зависимость от заказчиков и критиков.
Выбор определил великий баснописец Крылов. Рисунки Федотова так ему понравились, что он посоветовал художнику не бросать свою работу, а служить отечеству, обличая имеющие пороки в своих картинах, — миссия трудная, чреватая разочарованиями и критикой, но благородная. Федотов согласился с баснописцем и вышел в отставку.
За два года — с 1846 по 1848 были написаны лучшие его полотна: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и «Разборчивая невеста».
Остановимся на картине «Свежий кавалер» подробнее.
Нет комментариев