Последнее лето перед школой — время беспокойное, нервное. Родители сбиваются с ног, пытаясь выяснить: в каком заведении кровиночки будет лучше? Где малышу будет спокойнее? А не правильнее ли потратить последние дни на выяснение того, готов ли ваш ребенок стать учеником? И если нет, постараться исправить ситуацию.
ЧТО ОН ДОЛЖЕН УМЕТЬ
А что, собственно, значит — готов ли ребенок к школе? Достаточно ли он развит интеллектуально? Да. Но еще важнее - устойчив ли эмоционально? Умеет ли вести себя со сверстниками? Умеет ли концентрировать внимание? Вот все это следует проверить, и по результатам проверки судить о том, в самом ли деле шестилетнему малышу пора сесть за парту.
Наверное, главнейшее качество, свидетельствующее о том, что ребенку не рано в школу — способность концентрировать внимание. Если сын или дочка не могут слушать ваш рассказ о неком явлении или событии дольше 5 минут, конечно, есть повод задуматься: все ли вы, дорогие родители, сделали для его нормального развития? Ведь отсюда следуют и остальные необходимые навыки: умение устанавливать связи между явлениями и событиями, запоминание, готовность к логическим рассуждениям...
Не менее важна, конечно, эмоциональная зрелость ребенка: сдерживание импульсивных реакций, готовность выполнять некую работу, не зависимо от того, нравится она или нет. И, разумеется, все это опирается на социальную зрелость, которая подразумевает навыки общения и адекватного поведения среди сверстников.
Да, не любой ребенок может пойти в школу в шесть лет и успешно учиться. Как ни все дети начинают одновременно ходить, говорить, читать... И к школьному возрасту дети приходят с разным багажом: знаниями, умениями, навыками, привычками. Тут прямая зависимость: если родители потрудились над развитием способности малыша воспринимать и усваивать новый материал, то он будет хорошо учиться. А если мамы и папы полагали, что «все равно в школе обучат грамоте», то их чадо не готово к учению.
За лень родителей будут платить дети — вот, что обидно. Так что, пока не поздно, давайте выяснять, как обстоят дела у вашего «абитуриента», и если не все хорошо — наверстывайте упущенное.
>ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?
Говорит ли ваш ребенок о том, что ему хочется идти в первый класс?
Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного, что ему там будет весело?
Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (не меньше 15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом: лепкой, рисованием, мозаикой, конструктором?
Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не «зажимается» в присутствии посторонних людей, что он не стесняется общаться с теми, кто не входит в круг самых близких?
Умеет ли ваш малыш связно описать предмет, человека, картинку и составить рассказ минимум из пяти-шести предложений?
Читаете ли вы с ним вместе книжки? Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки, складывает ли пазлы, мозаику?
Умеет ли ваш малыш работать с ножницами, цветной бумагой и клеем?
Может ли он сам сделать уборку в своей комнате?
Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он объединить помидоры, редис, огурцы в группу «овощи»?
Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, не привлекая к процессу маму и папу?
За каждый утвердительный ответ начислите себе 1 балл.
Изучаем результат:
· 15 и более баллов — ваш ребенок вполне готов стать первоклассником. Вы ответственно подошли к процессу подготовки его к школе, хорошо с ним занимались, а значит, у него едва ли возникнут трудности в обучении.
· 10—14 баллов — вы на верном пути. Но пробелы в вашей работе есть, хотя ребенок многому научился и многое узнал. Обратите внимание на те вопросы, которые отмечены отрицательным ответом. Они вам укажут, над чем в эти летние месяцы стоит поработать.
· Меньше 9 баллов— вам стоит задуматься. У вас осталось мало времени, а сделать нужно очень многое. Ребенок не готов к школе, а значит ваша программа на три летних месяца — активно заниматься с малышом, забыв про шашлыки и увеселения на природе.
ТЕСТ НА «ДОМИНИРУЮЩУЮ РУКУ»
Родители дошкольника обязательно должны знать, какая рука у ребенка является доминирующей. То есть правша ли он? Левша? Или владеет обеими руками одинаково? Как правило, внимательные родители и без проведения дополнительных тестов знают, какая рука у ребенка «ведущая». И все же, лишний раз не помешает в этом убедиться. Для проведения этого теста родителям потребуется ручка и бумага.
Задание № 1
Ребенок должен скрестить руки на груди. Запишите, какая рука оказалась сверху.
Задание № 2
Попросите ребенка сплести пальцы в замок. Большой палец какой руки оказался сверху? Запишите результат.
Задание № 3
Посадите ребенка за стол и положите на столешницу обычную расческу. Причем так, чтобы она находилась на одинаковом расстоянии от обеих рук. Попросите ребенка причесать волосы и понаблюдайте, какой рукой он возьмет расческу. Запишите результат.
Задание № 4
Попросите ребенка похлопать в ладоши – поаплодировать. Запишите, какая ладонь оказалась сверху.
Задание № 5
Дайте ребенку катушку и нитки. Попросите намотать нитки на катушку. Запишите, какой рукой он будет это делать.
Задание № 6
Если дома есть игра «Дартс», попросите дошкольника бросить дротик в центр мишени. Запишите, в какой руке окажется дротик.
Проанализировав записи, родители без труда смогут определить, какая рука у ребенка является «ведущей».
ПРОВЕРЬТЕ СВОЕГО МАЛЫША
Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, поступающий в школу:
Своё имя, отчество и фамилию.
Свой возраст и дату рождения.
Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
Фамилию, имя, отчество родителей.
Профессии мамы и папы.
Определять время по часам.
Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
Погодные явления.
Основные цвета.
Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
Различать и правильно называть геометрические фигуры.
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
Разделять слова на слоги по количеству гласных.
Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
Знать понятия "больше, меньше, поровну".
Книги, которые могут помочь родителям в подготовке детей к школе и в определении степени «зрелости» шестилетнего малыша.
1. Узорова Ольга, Нефедова Елена «350 упражнений для подготовки детей к школе»
2. Е. И. Соколова «Готовимся к школе. Обучающие тесты»
3. Е. Г. Городецкая, М. И. Пукач, С. П. Циновская, О. В. Чистякова «Что нужно знать и уметь ребенку при поступлении в школу».
4. Школа семи гномов. Полный годовой курс. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет (комплект из 12 книг)
Комментарии 2