Ферсу – один из древнейших этрусских демонов Загробного мира. Он более древний демон, чем Тухулка. Эргон указывает на сходство между именами Phersu и Phersephnei (Персефоны). Такое сходство и причастность Ферсу к мучениям и смерти позволяет отнести его к демонам смерти. Для того чтобы выявить его роль в этрусском пантеоне, рассмотрим, как его изображали этруски.
На изображении Ферсу в могиле Авгуров присутствует собака-волк, что указывает на хтонический характер демона, так как по этрусской традиции волк имеет хтоническую природу. Подобные сюжеты встречаются также в гробницах Олимпиады и Пульчинеллы. Вспомним тот факт, что царь Загробного мира Аита носил на голове волчий скальп. На фреске изображена борьба человека, на голову которого надет мешок, с диким зверем – волком или собакой, натравленной на него Ферсу. Человек в данной сцене, видимо, Геракл, так как на изображении имеется дубина, являющаяся его атрибутом. Кроме того, как в могиле Авгуров так и в могиле Олимпиада Ферсу – участник, а возмржно, руководитель проводимой игры. В могиле Пульчинеллы он изображен в комическом виде, убегающим.
Другим фактором, определяющим роль Ферсу, является само его имя. Имя Ферсу семантически произошло от этрусского слова phersu – персонаж в маске, от него происходит и латинское слово persona. Все эти детали являются свидетельством существования у этрусков театрализованных представлений, где основным действующим лицом был Ферсу. Целью таких представлений было облегчение душе ее загробного путешествия. Есть основания полагать, что в случае победы человека над собакой, Ферсу изгонялся со сцены. К таким ритуальным действиям у этрусков относились конные ристалища, различные единоборства, гладиаторские бои и травля людей собаками. Все эти праздники были впоследствии заимствованы у этрусков римлянами, которые утратили сакральный смысл проводимых действий и рассматривали их просто как развлечения.
Ферсу был демоном, который осуществлял очень важную функцию. Он отвечал за магию замещения, иными словами, этот демон помогал этрусским жрецам переводить замещающие действия в их прототип. Разыгрываемое действие с его помощью становилось настоящим. Этим не ограничивались функции Ферсу. Он, как это видно из его изображений, проводил испытания душ в Загробном царстве и осуществлял сакральную связь между участниками поминальных и праздничных действий с Загробным миром. Такая связь очень часто базировалась на кровавых жертвоприношениях. Так в поэме Гомера Одиссею, для того, чтобы привлечь души предков, необходимо было принести в жертву черного барана.
Для более сильных магических ритуалов, связанных с Подземным миром , этруски использовали и человеческие жертвоприношения, например гладиаторские бои, где более достойный или удачливый гладиатор во время поединка приносил в жертву своего менее удачливого собрата. Менее кровавые состязания такие как конные ристалища и единоборства проводились с двоякой, даже троякой целью. Один из смыслов заключался, как и в наши дни, чтобы выявит достойнейшего. Второй смысл был в том, чтобы потешить и ублажить богов, которым посвящался праздник или поминовение. Это своеобразное жертвоприношение действием, услугой. Третий и, видимо, важнейший смысл заключался в передаче душе энергии и качеств победителей в играх, что было необходимо для ее посмертного воцарения. Из вышесказанного следует, что демон Ферсу играл очень значительную роль в мифологии и ритуалах этрусков. Он даже в какой-то мере стал прототипом театрального актера и покровителем театра.
Этрусская Мифология
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1