(К юбилею Кемеровской области)
СЕЛО КОНЕВО – НАШ БЛИЖАЙШИЙ СОСЕД
История появления многих сел и деревень района и области неразрывно связана с Кузнецком – форпостом русского продвижения вглубь сибирских земель. В личном архиве Л.А. Антоновой хранится номер «Народной газеты» за 1919 год, которая издавалась в Томске. В ней, в частности, говорится, что вблизи Кузнецка до начала XX века сохранились села и деревни, появившиеся еще в XVII –ХVIIIвеках. Это деревни Антонова, Бызова, Терехова, Мокроусова и многие другие. В основном название деревень связано с фамилиями их основателей, как правило, казаков. https://ok.ru/profile/565977524182/statuses/68701993077718
(К юбилею Кемеровской области)
СЕЛО КОНЕВО – НАШ БЛИЖАЙШИЙ СОСЕД
История появления многих сел и деревень района и области неразрывно связана с Кузнецком – форпостом русского продвижения вглубь сибирских земель. В личном архиве Л.А. Антоновой хранится номер «Народной газеты» за 1919 год, которая издавалась в Томске. В ней, в частности, говорится, что вблизи Кузнецка до начала XX века сохранились села и деревни, появившиеся еще в XVII –ХVIIIвеках. Это деревни Антонова, Бызова, Терехова, Мокроусова и многие другие. В основном название деревень связано с фамилиями их основателей, как правило, казаков.
Появление деревни Конево, пожалуй, созвучно со всей историей освоения Кузнецкого края. Одна из версий, по которой можно предположить, что основателями села были кузнецкие казаки, довольно вероятна. Еще в начале XVII века в состав гарнизона попали донские казаки. Они вошли в конный отряд Кузнецкого острога. Их потомки стали уже коренными сибирскими казаками. Конные казаки, продвигаясь в глубь территории будущего Беловского района, и основали деревню Конево.
Отголоски донских казачьих традиций, уклада хозяйственной жизни долгое время сохранялись в селе. Об этом говорили старожилы.
Известный исследователь края В.М. Шабалин выдвигает еще одну точку зрения: по его мнению, деревню основали переселенцы из Европейской части России Коневы.
Наши предки умели выбирать для поселения не только удобные, но и красивые места.
Так, в XVIII веке в живописном логу, где в полноводную Иню впадает река Ур, появились первые дома. Удивительно, что, судя по рассказам старожилов, в этом месте тогда рос непроходимый лес. Хвойные и лиственные деревья еще сто лет назад густо покрывали берега.
Начинали строиться на приглянувшихся полянах, их называли елани. В пойме реки Ур простирались заливные луга. У деревни две реки, соединяя свои воды, неслись дальше и, петляя, образовывали омуты и заводи, где в изобилии водилась рыба. На свободных от леса местах устраивали сенокосы. Уже к 1859 году в деревне (тогда Бачатской волости) Кузнецкого уезда значился 301 житель мужского и женского пола. По берегу Ура растянулись 54 крестьянских подворья.
Особенно интересны дома, построенные в деревне Конево в конце XIX века. Некоторые из них сохранились до сих пор.
За рекой Ур, поодаль, тянется грива. Каждую весну у подножия гривы пылает костром море огоньков. Сейчас это место зовут Гривой, а старожилы помнят его как Караульный мыс. В давние века, когда наступали лихие времена и на уезд налетали кочевники (а бывало это частенько), устраивали на этом мысе караульный дозор. И если подступала к деревне беда, караульщики подавали об этом немедленный знак. В случае опасности зажигались дозорные сигнальные костры. Люди поднимались по тревоге.
В прежние времена в Конево не только ездили на лошадях, но и ходили пешком. И в Белово, и обратно. Старые люди так рассказывают: «Как только поравняешься с Караульным мысом, сразу же перед взором открывается панорама села. И вздохнет усталый путник, промолвив про себя: «Вот я и дома». Потому что весь оставшийся путь перед глазами неотступно будет Конево, раскинувшееся в логу у блестящей ленты реки.
До 1917 года Конево официально именовалась деревней. И только в 20-е годы происходит изменение статуса этого населенного пункта. В дошедшей до нас газете семидесятилетней давности «На штурм» Конево уже не только село, но и центр одноименного сельсовета.
По словам Г.И. Артемова, в деревне в начале XX столетия было 75 дворов, в 72 из них жили Коневы. Кстати, такое соотношение сохранялось многие годы. Даже в начале 20-х годов XX века в Коневе жило более 70 семей с этой фамилией.
Один из прямых потомков основателей села Конева- Василий Иванович Конев. Родился Василий Иванович в 1820 году. Согласно справке, хранящейся в семейном архиве, умер В.И. Конев в 1930 году в возрасте 110 лет. Появившись на свет в эпоху Александра I, он пережил пять императоров и ушел из жизни в годы сталинского правления. Крестьянский труд, железное здоровье, таежный воздух – все это вместе взятое и позволило дожить до таких лет, сохраняя до последнего дня светлый ум и твердую память.
Его сын Константин Васильевич родился в середине XIX века. Женился он на Вере Евлантьевне (девичья фамилия – Путинцева) 1855 года рождения, родом из другого села.
На фото 30-х годов XX столетия они сидят рядом. Заезжий фотограф уговорил их сделать снимок на память. Как люди религиозные, они считали грехом фотографироваться, поэтому эта карточка оказалась единственной.
Константин Конев в конце XIX века построил свой дом. Строил на века. Этот дом, пережив революции и коллективизацию, стоит до сих пор и, пожалуй, выдюжит еще столько же. Довольно интересна технология строительства. Оказывается, крестьяне были искусными плотниками, столярами, печниками. Эти навыки передавались от отца к сыну.
Лес для строительства заготавливали рядом с деревней. Старательно и придирчиво подбирали прямые лиственницы. Начинали валить деревья обычно осенью или зимой. Особо качественный материал заготавливали с Николина дня (Никола зимний 6 декабря по старому стилю). Лиственные бревна выдерживали около двух лет. И только после сушки, как правило, весной, обычно «Великим постом», начиналась закладка новых изб. И пошел по деревне стук топоров. Обязательно захватывали Троицу. Даже поговорка была такая: «Без Троицы и дом не строится».
Всегда не перестаешь удивляться тому уникальному умению и таланту, с которыми наши предки подходили к любому делу. Основные инструменты были довольно примитивными: долото, скобель, приспособление в виде серпа с двумя ручками для ошкуривания бревен, отвес да топор. Правда, топоры были разными – тесла, им как рубанком строгали плахи, делали доски. Более узкий топор назывался «дровосечным» и так далее.
В качестве фундамента служили огромные мощные кряжи из лиственницы. Чтобы не брала их гниль, бревна вначале обжигали. Крепость их и долговечность вызывает изумление. Когда в одном из домов (переваливших вековой рубеж) заливали фундамент, пришлось вынуть эти кряжи. Дерево, сто лет пролежавшее в земле, приобрело такую плотность, что не поддавалось бензопиле.
Только через несколько лет смогли эти лесины распилить и расколоть. На сколах оставался первозданный красноватый цвет.
При закладке дома обычно клали под красный угол деньги – для богатства, шерсть – для тепла и ладан – для святости. Полы настилали из толстых лиственных плах. Готовили их особо – раскалывали клиньями бревно вдоль, а потом тесали его. Подгонка плах была столь точной и аккуратной, что через сто с лишним лет полы остаются столь же плотными и не знают коробления и скрипа. В сруб между бревен закладывали мох.
По воспоминаниям старейших жителей села, дома рубили из лиственницы, применяя способ крепления бревен между собой под названием «обло». Интересно, что такая техника была распространена по всей Сибири. Вот выписка из археологического отчета о раскопках на территории бывшей Кузнецкой крепости: «В культурном слое почти полностью уцелела нижняя часть дома постройки XVII века. Судя по остаткам первого венца, дом был рублен из лиственных бревен в обло, чашкой вверх. Пол из широких толстых плах был настелен на редкие поперечные лаги. Печь глинобитная, на помосте из расколотых пополам бревешек...». Очень уж схоже это описание с устройством домов и в XVIII, и в XIX веках.
В новый дом лучше всего было входить в один из двунадесятых церковных праздников. Самый благоприятный день для вселения в новое жилье было Введение Пресвятой Богородицы во храм (этот праздник отмечается 4 декабря). Такая тесная связь с церковными датами не случайна. Дом вообще почитался, как домашний храм. Например, стол назывался престол, был красный угол с иконами и так далее.
Вообще нужно сказать, деревенские жители очень любили свой дом, родной очаг, всегда с уважением относились и относятся к родительскому дому. Все здесь напоминает о предках, людях трудной, но интересной судьбы, давших жизнь многим поколениям.
Особо хотелось бы сказать о той трепетной и неиссякаемой любви, которую питали сельчане к родному селу. И, уезжая из дома даже не надолго, всегда скучали по родным местам.
(Из книги Живописцева М. "Земля Беловская")
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев