Задержка психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это временное отставание развития психики в общем или в частном от нормального темпа развития. Задержка психического развития может выражаться в ограниченном запасе знаний, представлений о мире, недостаточным уровнем мышления и памяти, невнимательностью и быстрой утомляемостью интеллектуальными занятиями. Часто задержка психического развития обнаруживается только при поступлении в школу.
Причины задержки психического развития бывают связаны с социально-психологическими условиями воспитания ребенка и с биологией развития ребенка.
К социально-психологическим причинам относятся:
1) ранний отрыв матери от ребенка и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
2) недостаточность полной по возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со сверстниками, взрослыми.
3) гиперопека, гипоопека, авторитарный тип воспитания.
К биологическим причинам ЗПР относят:
1) патология беременности (инфекция во время беременности, угроза выкидыша, многоводие, маловодие, эклампсия, преэклампсия, резус-конфликт, курение и алкоголизм матери и отца);
2) малый вес ребенка при рождении, рождение раньше положенного срока;
3) травмы ребенка при рождении;
4) заболевания ребенка соматического свойства;
5) повреждения головного мозга;
Но очень часто ребенок с ЗПР имеет причину не только социально-психологическую или биологическую, но сочетание обоих этих причин. Например, патология беременности и гиперопека, что может привести не только к ЗПР, но и к более тяжелому заболеванию - аутизму.
Наиболее часто встречающиеся формы задержки психического развития - это инфантилизм и астения.
Инфантилизм - это нарушение развития психических процессов, связанное с медленным созреванием мозговых систем. Инфантилизм может быть вызван нарушением функционального характера, например, при нормальном, неповрежденном головном мозге, связан с недостаточным функционированием лобных долей. Инфантилизм может быть также вызван органическим повреждением головного мозга.
Астения - это ослабленность соматического и неврологического характера, которая вызывается нарушением центральной нервной системы. Астения также может быть вызвана повышенной истощаемостью нервной системы.
Ведущий психиатр Клара Семеновна Лебединская создала классификацию ЗПР по этиопатогенетическому принципу:
- ЗПР конституционного свойства (возникает из-за несвоевременного созревания лобных отделов головного мозга ребенка). Дети с ЗПР конституционного свойства обладают инфантилизмом, у них выражены черты характера и эмоций детей более младшего возраста, преобладает игровая деятельность и практически нет учебной. При лечении эти дети отлично выравниваются.
- ЗПР соматогенного происхождения (вызвано перенесенным ребенком заболеванием). Дети этой группы астеничны, легко истощаемы и ослаблены. Они не выносливы, вялы и имеют неустойчивое настроение.
- ЗПР психогенного происхождения (неблагоприятная семейная обстановка, неправильное воспитание).
- ЗПР церебрально-астенического происхождения (органическое поражение мозга). Эти дети имеют неврозы, они легко возбудимы, случаются аффекты настроения, плохой аппетит, двигательная рассторможенность - гиперактивность.
Для каждого их вариантов ЗПР имеет место особенное нарушение как в эмоциональной, так и в интеллектуальной сфере.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев