Салонов красоты как таковых в СССР не было, были парикмахерские, и не у каждой из них даже было свое название и вывеска. Как и в любом другом деле, включая здравоохранение и пошив одежды, для советского человека было важно найти своего мастера, к которому потом можно было годами ходить в соседний подвал за углом и еще водить туда все свое семейство.
Салоны с оригинальными названиями обычно оказывались самыми лучшими и популярными. Одной из самых знаменитых в Советском Союзе парикмахерских была «Чародейка» на Калининском проспекте (сейчас — Новый Арбат) в Москве.
Салон открылся в начале 1970-х годов и быстро завоевал популярность среди столичных жителей. Желающих постричься или сделать укладку ждал огромный зал с панорамными окнами на улицу, самое передовое оборудование и мастера, побеждающие в различных профильных конкурсах.
Каждая мечтала сделать модную прическу и стрижку в «Чародейке», но не каждая имела такую возможность: очередь на стрижку длилась несколько недель, на всех желающих мест не хватало. Вот тут бы и пригодилась дружба с парикмахером. Такие привилегии были у завсегдатаев «Чародейки» — актрис, певиц и жен высокопоставленных советских чиновников.
Гламура добавляло и наличие кафе на втором этаже, где, дожидаясь назначенного времени, посетительницы могли за чашкой кофе обсудить городские новости.
«Чародейка» стала поистине легендарным местом, и вскоре парикмахерские по всему Союзу тоже стали так себя называть.
Несмотря на элитарность, «Чародейка» была такой же демократичной в плане цен, как и остальные советские салоны: прейскурант утверждался на государственном уровне и мог лишь слегка отличаться с поправкой на регион.
В хороших парикмахерских мастера строго делились на мужских и женских; «универсалы» в основном работали на периферии и в парикмахерских при вокзалах, банях и других местах общественного пользования.
Сколько же стоили парикмахерские услуги в СССР?
К примеру, в мужском зале можно было постричь усы за 40 копеек, бороду — за 55 копеек. Мужская «модельная» стрижка стоила всего 40 копеек, а полить все это дело одеколоном обошлось бы в сумму от 5 до 20 копеек в зависимости от категории одеколона.
Модная женская стрижка по методу «Сассун» — от знаменитого стилиста и парикмахера Видала Сассуна, который совершил настоящую революцию в мире моды в 1950-х годах, предложив вместо сложных локонов и укладок простые в укладке женские стрижки, — стоила в среднем 1,6 рубля. Завивка волос на бигуди стоила 80 копеек. Полный комплекс услуг, включавший химическую завивку и стрижку, обошелся бы советской моднице в целых 5 рублей.
Почему поход в парикмахерскую был сопряжен с риском
Химикаты для работы поставлялись централизованно. Но их не хватало, и мастера часто пользовались «народными средствами». Для фиксации завивки использовали пиво и сладкую воду. Но больше всего «химичили» с красками. Самыми доступными красителями в СССР были хна и басма. Поэтому так много было женщин с рыжими или черными волосами.
Чтобы получить другие оттенки, некоторые парикмахеры готовили краски дома: варили их в кастрюльках и приносили потом на работу. Например, многие мастера готовили краски на основе урзола (это вещество, которое до сих пор используется для окраски кожи и меха). Разные смеси на основе урзола дают различные цвета: от черного и коричневого до пепельного и голубого.
Парикмахеры добавляли в свои красители также кору крушины, отвар скорлупы грецкого ореха и другие растительные ингредиенты. У многих мастеров были собственные секретные рецепты красок, тайну которых они тщательно оберегали.
Откуда бралась в СССР мода на прически и стрижки при закрытом «железном занавесе»?
После выхода на экраны фильма «Колдунья» 1956 года в моду вошли прямые пряди.
В 1959 году состоялась премьера картины «Бабетта идет на войну» с молодой Брижит Бардо в главной роли, и образ актрисы настолько вдохновил советских зрительниц, что они ринулись в парикмахерские делать себе прическу как у нее. Чем больше было объема, тем круче была бабетта: в прически подкладывали вычесанные волосы, капроновые чулки и даже банки.
В начале 60-х все ходили с начесами: и взрослые женщины, и юные девушки. В школах проверяли учениц на предмет наличия начесов и отправляли домой, если прическа была недостаточно гладкой.
Увлечение объемом привело к созданию прически «улей», которую можно было создать даже на волосах средней длины. Женщины, у которых были шиньоны, завивали их дома и уже готовыми несли в парикмахерскую, чтобы не тратить время на сидение под феном.
Любимые актрисы и певицы были примером для подражания в прическах. В свое время очень модными считались стрижка как у французской певицы Мирей Матьё, а также уложенные локоны, как у актрисы Любови Орловой.
Считается, что она стала одной из первых среди советских женщин, кто решился на пластическую операцию. Простые соотечественницы ничего не знали о пластической хирургии, эту услугу нельзя было получить в парикмахерских, поэтому оставалось лишь с изумлением наблюдать, как Орлова молодеет год от года, и пытаться повторить эффект при помощи огурцов на глаза и сметаны на щеки.
Одной из самых популярных услуг в парикмахерских была завивка волос. Кудри делали с помощью бигуди. Для долгосрочного эффекта использовали химическую завивку. Потом такая прическа до 6 месяцев не боялась погодных условий. Средство для химической завивки делали на основе щелочи, позднее – тиогликолевой кислоты, считалось, что такой состав более щадящий.
Многие дамы в 60-70 года за одну процедуру хотели и завиться и обесцветиться. Это же достигалось с помощью перекиси водорода. Такие жесткие манипуляции с волосами для советских женщин были настоящей "рулеткой красоты". Иногда это приводило к печальным последствиям для волос и самооценки их обладательницы
Еще одним бумом того времени был начес. С помощью шиньон-накладки, невидимок и литров лака создавалась бабетта. Эти сооружения старались не трогать как можно дольше.
Распространенным цветом волос среди женщин, которых уже тронула седина: был рыжий и черный. Так как правили балом хна и басма.
Краски в тюбиках появились в начале 70-х годов. До этого, если не басма с хной, то смесь на основе урзола.
Девочки, кому ноготочки
Делали маникюр тогда только одного типа: обрезной. Ну и преимущественно самостоятельно дома, вооружившись маленьким наборчиком ножницами и пилочкой. В парикмахерской это могли сделать за вас, а вы – почувствовать себя королевной. Стоило это примерно 35-40 копеек. Технология была такая же. Только запах крема после обработки рук остался шлейфом прошлого: "Янтарный", "Ланолиновый", "Велюр".
Салоны на разнообразие покрытий богаты не были. Несколько розовых, немного красных и коричневых оттенков. Мастера смешивали цвета и добавляли блестки, сделанные из раскрошенных елочных игрушек или елочной мишуры. Стойкость тоже не радовала, поэтому яркий лак выбирался только для праздников.
Стойкие, качественные заморские лаки польского производства или великий "Ланком" можно было купить у спекулянтов, у знакомых с доступом к разной заграничной радости, ну и иногда в хорошем универмаге. Иногда мастера добывали их сами и предлагали клиентам доплатить.
Педикюр тоже делали, но большой популярностью услуга не пользовалась. Ножницы дома есть у всех, а кусок пемзы занимал свое почетное в советской ванной.
Клиент всегда неправ - наше наследие из СССР
В фильме Панкратова-Чёрного "Салон красоты" очень правдиво показана важная деталь: вежливость и обходительность с важными клиентами и равнодушие к обычным.
Супруг партийных деятелей поили чаем, а с обычными не церемонились. Обсуждали за работой друг с другом свои проблемы, не обращая внимание на клиенток. Женщины могли услышать в неприятном тоне: "садимся", "снимаем бигуди", "на сушку", "терпите". Такой тон, словно им с вами даже общаться противно.
Таким отношением и качеством оказываемых услуг возмущались редко. Женщин ничего не останавливало перед возможностью сделать себя красивее. Это в нас не меняется никогда.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1