VII “Нормы труда сдельные и расценки”).
В соответствии с КЗоТ РФ все вопросы нормирования труда являются прерогативой организаций (предприятий).Нормирование труда является элементом управления экономическим, техническим и социальным развитием предприятия любой организационно-правовой формы и формы собственности.
КЗоТ РФ (ст. 102) к нормам труда относит нормы выработки, времени, обслуживания, численности, которые устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Согласно ст. 108 КЗоТ РФ для выполнения работниками норм труда администрация предприятия, учреждения, организации обязана обеспечить нормальные условия работы. Такими условиями считаются: исправное состояние машин, станков и приспособлений; своевременное обеспечение технической документацией; надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, их своевременная подача; своевременное снабжение производства электроэнергией, газом и иными источниками энергопитания; безопасные и здоровые условия труда (соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников, и т. д.).
Базой для расчета норм затрат труда являются нормативные материалы. Нормативные материалы – это регламентированные величины режима работы оборудования, затрат труда и времени перерывов в работе, установленные на основе заранее проведенных исследований и предназначенные для многократного использования при расчете конкретных норм затрат труда в определенных организационно-технических условиях. К таким нормативным материалам относятся нормативы и единые типовые нормы.
Для расчета конкретных норм затрат труда используются главным образом нормативы трех видов: режимов работы оборудования, затрат труда и времени регламентированных перерывов в работе.
Типовые нормы затрат труда разрабатываются на работы, выполняемые по типовой технологии, исходя из требований рациональной организации труда, передового уровня техники, достигнутых на большинстве или части предприятий, и предназначаются для применения на этих предприятиях.
Обоснованную норму, т. е. подлинно необходимое время для выполнения работы, можно получить только с использованием аналитического метода. В практике нормирования труда применяются две его разновидности: аналитически-расчетный, когда нормы трудовых затрат определяются на основе нормативных материалов для нормирования труда, и аналитически-исследовательский, при котором необходимо изучение фактических затрат труда непосредственно на рабочих местах.
Введение, замена и пересмотр норм производятся администрацией предприятия, учреждения, организации по согласованию с соответствующим выборным профсоюзом или другим представительным органом исполнительной власти, отражающим интересы наемных работников. О внедрении норм труда (пересмотре действующих норм) работники должны быть извещены не позже чем за один месяц, при этом администрация и профком должны организовать разъяснение работникам причин введения новых и пересмотра действующих норм труда, информировать их, какие организационно-технические мероприятия проведены для обеспечения выполнения новых норм труда.
Введение новых норм (пересмотр действующих норм) производится при внедрении новой и реконструкции действующей техники, прогрессивной технологии и других организационно-технических усовершенствований, проведенных по инициативе работодателя (администрации) и обеспечивающих сокращение трудовых затрат на изготовление единицы продукции (выполняемой работы).
Нарушение требований ст. 103 КЗоТ РФ о порядке введения, замены и пересмотра норм труда, в том числе обязанностей администрации по извещению работников о введении новых норм труда не позднее чем за месяц, дает основание работникам требовать оплаты труда по прежним нормам.
Помимо КЗоТ РФ, вопросы организации нормирования труда на предприятиях регламентируются законами о профсоюзах и о коллективных договорах и соглашениях.К числу новых нормативных документов, которыми предприятия должны руководствоваться при организации нормирования труда, относятся соглашения между представителями работодателей и работников.
Введение, замена и пересмотр норм производятся администрацией предприятия, учреждения, организации по согласованию с соответствующим выборным профсоюзом или другим представительным органом исполнительной власти, отражающим интересы наемных работников. О внедрении норм труда (пересмотре действующих норм) работники должны быть извещены не позже чем за один месяц, при этом администрация и профком должны организовать разъяснение работникам причин введения новых и пересмотра действующих норм труда, информировать их, какие организационно-технические мероприятия проведены для обеспечения выполнения новых норм труда.
Введение новых норм (пересмотр действующих норм) производится при внедрении новой и реконструкции действующей техники, прогрессивной технологии и других организационно-технических усовершенствований, проведенных по инициативе работодателя (администрации) и обеспечивающих сокращение трудовых затрат на изготовление единицы продукции (выполняемой работы).
Нарушение требований ст. 103 КЗоТ РФ о порядке введения, замены и пересмотра норм труда, в том числе обязанностей администрации по извещению работников о введении новых норм труда не позднее чем за месяц, дает основание работникам требовать оплаты труда по прежним нормам.
Вопросы нормирования труда должны находить отражение в отраслевых соглашениях и коллективных договорах. В отраслевых соглашениях в первую очередь регламентируются процедурные вопросы введения новых и замены действующих норм выработки, определяются: перечни централизованно разработанных норм и нормативов, подлежащих обязательному использованию при установлении норм на предприятиях; вопросы использования единых тарифно-квалификационных справочников; применение пониженных норм для отдельных категорий работников (инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины, лица предпенсионного и пенсионного возраста). Нормативные параметры, содержащиеся в отраслевом соглашении, определяют лишь минимальные уровни и границы закрепленных договоренностей.
Кодекс законов о труде Российской Федерации, ст. 102, 103, 107, 108
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев