Посад Геленджик: 110 лет истории
110 лет назад произошло поистине знаковое событие в истории Геленджика: селение было преобразовано в посад.
Обратимся к официальным документам 1915 года:
15 июля — на заседании Совета Министров рассмотрен вопрос «Об обращении селения Геленджик Черноморской губернии в городское поселение».
5 августа — император Николай II одобрил предложение Совета Министров о преобразовании селения Геленджик в посад.
4 декабря — решение о преобразовании Геленджика в посад вступило в силу.
Предпосылки исторического решения
Что же послужило предпосылкой к этому событию? Кто были те люди, которые ратовали за повышение статуса курорта? Легко ли удалось это осуществить? Обратимся к найденным архивным документам и заметкам из журналов и газет, которые помогут пролить свет на эту историю.
Как оказалось, вопрос о преобразовании селения в посад поднимался ещё в конце ХIХ века. Министр земледелия А.С. Ермолов в 1902 году в «Заметках о поездке по Черноморскому побережью Кавказа» упоминает:
«…Речь о преобразовании Геленджика в посад идёт уже с 1894 года. Образование посада является совершенно необходимым в интересах общего благоустройства Геленджика, для чего теперь, при волостном управлении, нет ни средств, за отсутствием сборов, ни соответствующих сил…».
Препятствия на пути к городскому статусу
Сообщения о дальнейших попытках встречаются и в газетах начала ХХ века. В январском номере газеты «Черноморское побережье» за 1904 год читаем:
«Возбуждённый несколько лет назад по ходатайству обывателей и дачевладельцев селения Геленджика вопрос о преобразовании этого селения в посад получил окончательное направление. Природа наделила Геленджик всеми данными, чтобы стать хорошим морским курортом, но неприспособленность сельской администрации к потребностям курорта является тормозом к развитию курортной жизни. Сельский сход плохо понимает нужды Геленджика как дачного места. Очевидно, что только преобразование в городское поселение … обеспечит надлежащее развитие и благоустройство этого естественного морского курорта».
Разногласия жителей Геленджика
Почему же столь важный вопрос решался на протяжении двух десятков лет? Ответ оказался прост: мнения жителей кардинально разделились. Большая часть поселян была твёрдо уверена, что Геленджик должен остаться селом. Дачевладельцы ратовали за скорейшее его преобразование в город, прекрасно понимая, что новый статус ускорит решение многих проблем по благоустройству курорта.
В ожидании разрешения этого вопроса дачевладельцы Геленджика в 1901 году объединились в Общество содействия благоустройству курорта. Не ожидая «руководящих указаний свыше», они сообща вкладывали немалые силы и средства в обустройство дорог, набережной, причалов, открывали курортные учреждения, обустраивали парки, Северный и Южный бульвар. При этом, судя по газетным публикациям, поселяне противились этим начинаниям. Споры по вопросам благоустройства курорта и преобразования его в посад разгорались нешуточные.
Свобода свиней против электричества и прогресса
Понять позицию поселян позволяет заметка Ладного «К проекту освещения Геленджика электричеством» в газете «Кубанский край». Заметка сообщает об отказе поселян провести электричество.
«Возражения поселян настолько характерны, что интересно их послушать. Вот один из поселян: Раз Геленджик будет освещён электричеством, посещаемость курортной публикой увеличится, он начнёт шириться и превратится в посад. А уж раз это произойдёт, то «свиней для прогулок по улицам выпускать будет запрещено, а то «мабуть» и коровам свободное шествие целым стадом будет преследоваться» … Сколько ни возражало товарищество, как ни представляло оно положение Геленджика, освещённого электричеством, предложение было отвергнуто ради свободы свиней, коров и прочей живности…».
В местных газетах начала ХХ века немало заметок, подтверждающих, что злободневные проблемы Геленджика оставались нерешёнными из-за противостояния, которое оказывали сельские жители.
Катализатор перемен
Почему же в 1915 году этот затянувшийся вопрос удалось разрешить? Обратимся к вновь найденным документам Российского государственного архива литературы и искусства (Москва). Сохранился очерк К. П. Каклюгина «Геленджик — город», в котором на 15 рукописных листах автор в мельчайших деталях описывает ситуацию:
«С 1898 года наместник Кавказа и Министерства Внутренних Дел признал необходимость ввести в Геленджике городовое положение. Задержка была за выяснением земельного вопроса… В настоящий момент необходимость немедленного введения городового положения очевидна. Вся страна призвана для содействия нашей доблестной армии в её исключительно тяжёлой борьбе со страшным врагом… Вопрос о введении городовых положений… вводится в плоскость государственных вопросов… и должен быть рассмотрен, как и другие вопросы, связанные с организацией тыла во имя Победы.
На эту точку зрения исключительных переживаемых страной обстоятельств стал и Совет Министров. Это видно из того, что закон проведён под гром пушек… Городовое положение решено ввести незамедлительно… Это даст курорту возможность принять и разместить с должным удобством больных и раненых воинов, эвакуированных с театра военных действий…».
Для справки:
Константин Петрович Каклюгин — мировой судья, депутат Государственной Думы 2 созыва от Войска Донского, автор очерков и публикаций, дачевладелец Геленджика начала ХХ века.
Таким образом, становится понятно, что именно события Первой мировой войны ускорили решение вопроса о преобразовании селения в посад. Рождённый «под гром пушек» в трудное для страны время город Геленджик действительно вскоре начал принимать раненых для лечения и реабилитации. По рекомендациям врачей сюда, как правило, направляли легко раненных с повреждениями дыхательных путей, для которых мягкий морской климат особенно благоприятен. Опустевшие гостиницы, санатории и дачи заполняются ранеными.
«Имею честь предложить свою дачу под размещение нуждающихся в климатолечении на берегу Чёрного моря, прошу уведомить, на каких условиях я могу принять больных», — из письма владельца гостиницы «Светлана» А. Матвеева на Тонком мысу председателю медицинского Совета Министерства Внутренних Дел профессору Е.Г. Рейну.
Разрешение земельного вопроса
К декабрю 1915 года удалось урегулировать и спорный «земельный вопрос». Поселянам передали 10-15 десятин юртовой земли в полную собственность, дачевладельцам разрешено закрепить «все владения на основании имеющихся у них документов и особой платы в казну за плановые участки не брать… так как за все участки ими уже заплачены довольно крупные суммы поселянам».
Надежды на будущее
Преобразование Геленджика в посад получило широкий отклик в российской печати.
«Из Новороссийска сообщают, что уже получено официальное извещение о преобразовании Геленджика в город. Предстоит учреждение городского управления», — сообщала газета «Кубанский край».В российском журнале «Русская Ривьера» за 1916 год читаем:
«После долгих ожиданий, на протяжении 15 лет, дачевладельцы селения Геленджика получают удовлетворение своих бесконечных просьб и ходатайств о преобразовании их селения-курорта в город-курорт… Будем надеяться также, что преобразование Геленджика послужит хорошим примером для всех остальных его, пока забытых, собратьев на Черноморском побережье Кавказа«.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев